170-летие Марие-Магдалинского монастыря

437

20 октября 2019 г., в Неделю 10-ую по Пятидесятнице, Божественную литургию в Марие-Магдалинской женской обители, в честь 170-летия с даты основания монастыря, совершил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор в сослужении епископа Ейского и Тимашевского Павла.

Преосвященным архипастырям сослужили настоятель Свято-Духова мужского монастыря г. Тимашевска архимандрит Иоанн (Коновалов), настоятель кафедрального собора великомученицы Екатерины г. Краснодара протоиерей Игорь Олжабаев, духовенство епархий Кубанской митрополии.

Песнопения исполнил праздничный монастырский хор.

За богослужением молились настоятельница женского монастыря в честь Святой Марии Магдалины игуменя Тавифа (Зоро) с сестрами, сестры милосердия Екатерининского кафедрального собора г. Краснодара, представители казачества и паломники со всей Кубани.

***

Женский монастырь в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины был учрежден на земле Черноморского казачьего войска, между станицами Тимашевской и Роговской (нынешний Краснодарский край), в середине 19 века соизволением Его Императорского Величества Российского Государя Николая I.

Почин в этом святом, добром деле принадлежал монахине Митрофании (из старинного рода Золотаревских).22 июля 1846 года, в день памяти святой Марии Магдалины, матушка Митрофания явилась во главе делегации женщин-казачек к наказному атаману Черноморского казачьего войска Григорию Антоновичу Рашпилю и просила его открыть в Черноморье женскую обитель. Казачки со слезами на глазах говорили о бедных казачьих вдовах, потерявших своих мужей и сыновей на войне и ищущих последнего утешения в молитве к Богу, о девочках-сиротках, наконец, и о том, что монашество — это угодная Богу жертва.

«Быть монастырю!» — таков был ответ казачьего атамана благочестивым просительницам. Сразу же определилось и название для обители — в честь Святой Марии Магдалины, имя которой носила Ея Высочество Августейшая супруга порфирородного атамана всех казачьих войск Великого Князя Александра Николаевича — Мария Александровна.

Другая известная личность, стоящая у истоков основания Марие-Магдалинской обители, — Преосвященный Иеремия, первый Кавказский епископ. Это был также человек с горячей верой в Бога и истинный патриот Русского Отечества. С теплотою и архипастырским участием отнесся преосвященный Владыка к устройству обители, благословляя все добрые начинания атамана. От епископа Иеремии будущая игумения Митрофания получила в благословение икону Святой Марии Магдалины, когда была встречена и любезно принята им в Ставрополе, а также игуменский жезл. В письме к атаману Григорию Антоновичу матушка Митрофания писала с удивлением и радостью об этом приеме и «каком-то особенно святом восторге, с которым он (епископ Иеремия) делает все для обители» (Ставрополь, 1846 год).

Прибыла монахиня Митрофания из украинского Ладинского монастыря, из Полтавы, где она подвизалась до того, как была призвана к устройству обители на своей родине — в Черномории. Ладинского монастыря игумения Мария высоко отзывалась и ценила ревностную монахиню Митрофанию, занимавшую в ее обители должность Благочинной. Она писала супруге Г. А. Рашпиля — Каролине Адамовне, благословляя на духовный подвиг свою духовную дочь Митрофанию, что та непременно «оправдает свое новое избрание к благолепному устройству, по воле Божией и соизволению Монаршему, обители во имя Святой Марии Магдалины».

Благородство и возвышенная настроенность первой игумении Черноморской Мариинской женской обители — Митрофании наглядно выражались в ее постоянных чувствах верноподданической любви к Царствующим Особам. И дух этот царствовал в обители, ею устроенной. Историк П. Н. Крыжановский пишет о том, что «самое счастливое время переживала… обитель в дни получения Высочайше дарованных ей богослужебных книг и церковных вещей.

Подвижническая деятельность игумении Митрофании в Черномории началась с возведения храма в честь Покрова Божией Матери.Сооружение храма предполагалось на пустынном полуострове в излучине реки Кирпили, на живописном месте между станицами Тимашевской и Роговской. Временно сестры были размещены в Роговской, забота о них вверена роговскому казачеству. По ходатайству атамана Рашпиля войско выделило часть денежных средств, но большей частью строительство монастыря предполагалось вести за счет доброхотных частных пожертвований казачьего населения. Святая обитель созидалась верой простых людей.

Истинно духовным торжеством стала закладка первого обительного храма на полуострове, которое назначено было 22 сентября 1849 года. Этот праздник, одновременно, явился днем основания обители.

Дата была выбрана неслучайно — день памяти святителя Димитрия Ростовского, которого казаки очень почитали. Родом святой Димитрий Ростовский происходил из простой казачьей семьи. Отец его, бодро пронесши бремя воинской службы и достигши звания сотника, конец жизни посвятил служению Церкви в должности ктитора Кириллова монастыря в Киеве. Его сын, будущий святитель, в этом же монастыре принял монашеский постриг.

Преосвященный Иеремия выразил свое одобрение матушке Игумении за выбор столь памятной для казаков даты. Из ответного на игуменское донесение письма владыки: «Ваше преподобие прекрасно и благознаменательно распорядились, назначив для основания обители день священныя памяти Св. Димитрия Ростовского. Желательно, чтобы Вы, в память о событии дня сего, устроили икону Св. Димитрия, а по времени и храму его быть в обители прилично». Благословение владыки было исполнено, когда в монастыре выстроился трех-престольный величественный Вознесенский Собор, освященный в 1834 году, один из пределов которого был во имя святителя Димитрия Ростовского.

На полуострове для жилья сестер, отводилось ветхое пустующее здание войскового конюшенного завода, где они и поселились.

В начале 1850 года Преосвященный владыка Иеремия был переведен в Нижний Новгород, чтобы возглавить одну из ведущих российских святительских кафедр.

Уже к новому епископу Иоанникию рапортовала игумения Митрофания об окончании строительства храма в честь Покрова Божией Матери, прося выдать антиминс и освятить Престол. Освящение престола состоялось 9 апреля 1850 года, в пятое воскресение Великого Поста, и имело необычайно торжественный характер.

Благодаря доброхотным даяниям черноморцев-казаков обитель очень быстро строилась. Возводились келии, ограда вокруг монастыря, устраивалось хозяйство, осваивались рукодельные ремесла. С особой добросовестностью решалась задача женского образования, поставленная атаманом Рашпилем в проекте учреждения Марие-Магдалинской обители. При игумении Митрофании, с первых дней существования монастыря, в его среду принимались девочки-подростки, которые, не обязуясь остаться в обители навсегда, обучались в ней рукоделиям, церковному пению и чтению. Формально это называлось «духовным училищем».

В 1861 году был освящен второй обительный храм в честь небесной покровительницы монастыря — Святой Равноапостольной Марии Магдалины, с примыкающим к нему настоятельским корпусом. В 1867 году игумения Митрофания ходатайствовала о разрешении постройки храма в честь Нерукотворенного Образа в память избавления 4 апреля 1866 года от опасности Государя Императора Александра II, но ходатайство было отклонено из-за недостатка средств. И еще одно благое начинание принадлежит игумении Митрофании в этой области — ходатайство в 1865 году о возведении в обители трехпрестольного Вознесенского Собора с пределами — в честь святого Божьего Архистратига Михаила и святого Димитрия Ростовского, день памяти которого, как уже было выше сказано, считался днем основания Черноморского Мариинского монастыря. Достроить этот огромный, величественный Собор, долженствовавший, по мысли игумении Митрофании, украсить обитель, ей, однако, не удалось.Игуменья Митрофания умерла 10 марта 1869 г. на 74-м году жизни. За неусыпную деятельность и устройство пустыни она награждена была наперсным крестом 16 июля 1857 г.

Заступившая на ее место в 1869 году игумения Олимпиада, из дворян Кубанского казачьего войска, бывшая при игумении Митрофании Благочинной монастыря, шла по стопам своей духовной предшественницы. Она достроила Вознесенский Собор, проявив при этом замечательную ревность по Богу.

Заслугой игумении Олимпиады было также образованное ею при монастыре училище для девиц духовного происхождения на 30 человек, с положенными от монастыря 12 стипендиями для сирот и полным обезпечением последних одеждой и пищей.

В монастыре к 1917 году было около 850 гектаров земли с хлебными полями, выпасными лугами, садами и огородами. Была пасека. Пруд с рыбой. Действовал собственный кирпичный завод, построенный игуменией Олимпиадой, чтобы выстроить Вознесенский Собор из своего, дешевого материала. В обители было несколько ветряных мельниц, большая хлебопекарня. Много мастерских, славившихся своими рукодельными работами — иконописная, златошвейная, кожевенная. Имелись торговые лавки — книжная и бакалейная. Две странноприимные гостиницы. Больница с аптекой.

В Марие-Магдапинском монастыре впервые в крае проведены были миссионерские противосектантские курсы. В 1910 году создан детский исправительный приют. Святая обитель становилась духовным центром Кубанского края.

После революции, устроив на месте Святой Марие-Магдалинской обители коммуну «Всемирная дружба», коммунары выгнали всех сестер около 500 человек.Многих сестер сослали в Астрахань на рыбные промыслы. Все хозяйство монастыря было приведено к разорению.

В 60-тые годы в поисках клада, о котором не переставали ходить легенды, кощунственно было разорено монастырское кладбище и разрушен последний монастырский храм в честь небесной покровительницы обители — равноапостольной Марии Магдалины.

Только 4 августа 1995 г. был отслужен молебен в честь возрождения Мария-Магдалиновской пустыни. Монастырь возобновлен в 1997 году в станице Роговской,примерно в 7 км от бывшей обители.

Фото: Иван Перепелицин