Екатеринодарская и Кубанская Епархия. История.

До образования самостоятельной Кубанской епархии Кубанское духовенство подчинялось в определенные периоды нескольким епархиям. От начала переселения черноморских казаков на Кубань (1792-1794 гг.) в церковном отношении они оставались на попечении епископов Екатеринославских и Херсонеса Таврического.

С 1799 по 1820 гг. Кубанское духовенство подчинялось Астраханской епархии. Далее были образованы епархии Донская и Кавказская, а затем Новочеркасская и Георгиевская, куда входила Кавказская область с войском Черномории.

4 апреля 1842 года Святейшим Синодом была учреждена самостоятельная Кавказская епархия, и ее епископ стал именоваться Кавказским и Черноморским.

В 1885 году произошло разделение Кавказской и Екатеринодарской епархии. Приходы Тверской области и Северной Осетии отошли к Владикавказской епархии, а Черноморского округа (с 1896 г. — губернии) – к Сухумской епархии Грузинского экзархата.

Самостоятельная Кубанская епархия была образована в 1916 году Указом Святейшего Синода от 30 сентября о наделении викарного епископа Ейского викариатства особыми полномочиями. 12 октября 1916 года также появился указ о наименовании викарного епископа Кубанским и Екатеринодарским.

В июне 1919 года Юго-Восточный русский церковный собор окончил свою работу. По постановлению Совета Кубанского краевого правительства и по инициативе члена Правительства К.А. Безкровного при ведомстве внутренних дел была организована межведомственная комиссия по решению вопросов о финансовом обеспечении Епископа, кафедрального собора, Епархиального совета и епархиального духовенства. Председателем комиссии стал С.К. Приходько. В нее также вошли К.П. Гаденко, Колотинский, Апостолов, И.Е. Гладкий, Степура, протоиереи Г. Ломако, М. Воскресенский, Н. Карташов, Рождественский и священник И. Скрыпченко.

Со 2 сентября 1919 г. духовенство лишалось причтовых земельных участков, переходящих в ведение станичных обществ по закону, который ранее приняла Краевая Рада. Так, духовенство лишилось главного источника существования.

«Кубанский церковный вестник» от имени епархиального начальства советовал благочинным и всем священникам «ознакомить с положением дела, прежде всего – Приходские Советы, Приходские Собрания и станичные общества, выяснив им всю неотложность скорейшего решения вопроса о жалованьи духовенству, взамен отобранных теперь земельных участков и платы за обязательные требы». Предполагалось, что, опираясь на помощь священников, станичные сборы составят приговоры и направят с ними своих делегатов в Краевую Раду. Именно в ее ведении был вопрос обеспечения духовенства.

Реакция на местах была крайне малочисленной. 2 октября общество станицы Раевской, представителем которого был Григорий Горб, направило в Краевую Раду общественный приговор. В нем была ключевая мысль: «Святая Церковь Православная должна занимать в нашем крае первенствующее значение среди других исповеданий, а ее установления и учреждения, как способствующие ее процветанию, достоинству и славе должны быть субсидированы материальной помощью от Краевой Казны, а следовательно и наше духовенство должно быть обеспечено достаточным жалованьем из Краевых Сумм».

С помощью «Кубанского церковного вестника» духовенство призывало станичные общества оставить во временном пользовании земельные участки причтам и «удовлетворить причты арендными деньгами по существующим ценам» или назначить фиксированное жалованье. Так, в одной из станиц общество взамен причтового участка выделило из общественных сумм 1000 руб. жалованья в месяц священнику и 500 руб. псаломщику, предоставило в пользование священнику 1 казачий пай, а псаломщику половину пая, и оставило плату причту за обязательные требы. В другой же станице для священника были выделены 100 пудов муки.

На подобный шаг пошли не во всех станицах. Некоторые приходы были в крайне критическом состоянии, а духовенство должно было постоянно искать дополнительный заработок. Некоторые нуждающиеся священнослужители покидали приходы.

В начале ноября председатель Кубанского епархиального совета протоиерей Григорий Ломако направил письмо войсковому атаману. Он напомнил о необходимости выделить средства на содержание епархиальных и учебных учреждений. В письме было сказано, что они «за отсутствием денежной помощи могут совсем прекратить свою деятельность».

Епископ Иоанн был очень мягким по характеру человеком, что в отрицательном отношении повлияло на управление Кубанской епархией. Именно поэтому в октябре 1919 г. ВВЦУ (Временное высшее церковное управление) на Юго-Востоке России поручило архиепископу Волынскому и Житомирскому Евлогию (Георгиевскому) провести ревизионную проверку состояния епархии. Председатели различных епархиальных учреждений предоставили архиепископу пространные доклады о своей деятельности. Так, председатель Кубанского епархиального миссионерского совета протоиерей Николай Розанов рассказал о состоянии миссионерского дела в епархии, председатель Совета Кубанского законоучительского братства священник Борис Колесников – о положении преподавания Закона Божия. Руководство Екатеринодарского духовного и Екатеринодарского епархиального женского училищ рассказало о состоянии их заведений.

Ревизия показала, что в епархиальных делах полный беспорядок: «в консистории с ним [епископом Иоанном] мало считались, в архиерейском доме командовал архиерейский келейник, простой мужик-казак». В действительности бывший рабочий завода «Кубаноль» (на сегодняшний день завод им Г. Седина) Борис Черченко стал келейником епископа Екатеринодарского и возымел на него серьезное влияние.

Также А.И. Калабухов по-прежнему продолжал оставаться священником, несмотря на свою политическую деятельность, которая, согласно канонам Церкви, была запрещена духовенству. Бездействие епархиальной власти завершилось лишь после смерти А.И. Калабухова, который был повешен генералом В.Л. Покровским. Кубанский епархиальный совет, осознав какой скандал вызовет смерть Калабухова как священника, спешно «собравшись в тот же день, чуть ли не в шесть часов утра», вынес постановление о запрещении его в священнослужении (уже повешенного).

Впоследствии пространный доклад со сведениями, полученными архиепископом Евлогием, был представлен на рассмотрение Временному высшему церковному управлению.

14 ноября 1919 г. Преосвященный Иоанн был вызван на заседание Управления, где после изучения состояния епархии ввиду крайне плачевного положения дел ему было предложено отправиться на покой или занять одно из викариатств Киевской епархии. Так происходившие события описывал протопресвитер Г. Шавельский: «Он [епископ Иоанн] сразу согласился на викариатство, не заметив, что в это время через щель двери в залу заседания за ним следил его соправитель Борис «Кубанольский». Когда епископ Иоанн вышел из зала, последний надавил на него, в результате чего епископ в тот же день отказался от данного согласия. Он несколько раз отказывался и соглашался и в итоге согласился принять настоятельство в Кавказском монастыре Кубанской епархии. На этом и кончилось дело. Как и в Ставрополе на Соборе, тут, при разборе его дела в В.В.Ц.У. он молчал и даже на обедах и ужинах у архиеп. Митрофана не проронил ни одного слова. Это был молчальник, без обета».

Когда епископ Иоанн принял настоятельство в мужском монастыре, на Кубанскую кафедру был назначен 4-й викарий Киевской епархии епископ Уманский Димитрий (Вербицкий). Он был возведен в сан архиепископа Кубанского и Екатеринодарского.

После выхода 26 ноября указа о его назначении на кафедру по неизвестным причинам архиепископ Димитрий не прибыл в Екатеринодар (можно полагать, что сложная ситуация, а именно захват города большевиками в Киеве, не позволила ему уехать,).

В результате 10 декабря временное управление Кубанской епархией было поручено митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому), который занимал пост почетного председателя Временного высшего церковного управления. Высокопреосвященный Антоний обратился с окружным посланием к Кубанской пастве, в котором он призывал духовенство «возвысить громко свой глас в ограждение святой веры и благочестия; открыть сердце с отеческим участием к той душевной борьбе между Богом и диаволом, которая происходит в сердцах вашей паствы».

Архипастырь говорил, что священники в проповедях после каждой литургии должны напоминать казачьему населению о главной цели их предков – защите православной веры: «убеждайте их, устраивать по приходам братства ревнителей и ревнительниц благочестия, учреждать даровое обучение церковному пению для всех желающих, украшать Святой храм, помогать неимущим, ухаживать за больными», — писал митрополит. Это способствовало укреплению казакам – коренному населению края. Во многих их семьях в то время была серьезная вражда.

Некоторые выдающиеся церковные деятели подались в бегство из-за неудач Добровольческой армии. Причиной также стала нестабильная политическая ситуация среди белогвардейского руководства. Екатеринодар и Новороссийск – центральные транспортные узлы, через которые двигались огромные толпы беженцев, поэтому особое напряжение перед приближающимися красногвардейскими отрядами ощущалось именно там.

Основная переправка военных соединений отступавшей Добровольческой армии, артиллерии и гражданского населения осуществлялась через Новороссийский порт. Многие священники, которые прибыли из центральных областей России со своими семьями, искали место на корабле, чтобы переправиться Крым, как в более безопасное место.

В марте из Новороссийска были эвакуированы управляющий Кубанской епархией митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) и председатель епархиального совета протоиерей Григорий Ломако. Некоторое время они находились на Афоне. Митрополит Антоний по настоянию нового главнокомандующего вооруженными силами на Юге России П.Н. Врангеля вернулся в Крым и возглавил работу Временного высшего церковного управления.

М.Е. Губонин считает, что после оставления митрополитом Антонием Кубани епархия находилась до 1922 г. под управлением бывшего начальника Урмийской миссии епископа Сергия (Лаврова), который уклонился в англиканство и был по постановлению Временного высшего церковного управления принят в лоно Церкви в 1920 году.

В то же время епископ и биограф Сергий О. Ходаковский писал, что Преосвященный уже в ноябре 1920 г. был выслан в Москву, а затем в Великий Устюг.

В 1920 г. указом Временного высшего церковного управления № 503 от 16/29 апреля 1920 г. для духовного окормления и административного руководства освобожденными частями Черноморской епархии был назначен епископ Севастопольский Фениамин (Федченков). Он управлял военным и морским духовенством, и его 18/31 августа сменил епископ Чигиринский Никодим (Кротков), викарий Киевской епархии, председатель Комитета о беженцах духовного звания.

Согласно списку М.Е. Губонина, переработанному и дополненному сотрудниками Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 29 ноября 1920 г. состоялась хиротония во епископа Ейского архимандрита Филиппа (Гумилевского), ректора Кишиневской духовной семинарии, по ошибке названного в списке викарием «Ставропольской епархии». На тот момент Ейское викариатство относилось к Екатеринодарской епархии, а не к Ставропольской.

Из письма секретаря канцелярии Священного Синода Н.В. Нумерова к митрополиту Антонию (Храповицкому) от 14 сентября 1921 г. известно, что после нескольких визитов депутатов от епархии к патриарху Тихону последний из-за отсутствия епархиального архиерея был вынужден уступить и вернуть на кафедру Преосвященного Иоанна (Левицкого). Уже в июле 1921 г. от имени епископа Иоанна было разослано «Архипастырское воззвание возлюбленным о Христе чадам, пастырям и пасомым Кубанской церкви», в котором был призыв к населению края помочь жителям Поволжья, которые страдали от голода.

Дальнейшие события привели к значительному кризису епархиальной власти, которая поддержала движение «Живой Церкви» и встала на путь «церковной революции». Это нанесло непоправимый вред духовенству и мирянам.

Как следует из архивных документов, император Николай Александрович Романов был в Екатеринодаре дважды. Первый раз — 21 сентября 1888 г., будучи еще Цесаревичем и Атаманом всех казачьих войск России вместе с Августейшими отцом и матерью.

Второй раз — 24 ноября 1914 г. по пути на Кавказский фронт. Государь побывал на богослужении в войсковом во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского соборе. После этого он направился к раненым воинам в городскую больницу (нескольких воинов, отличившихся в сражениях, Государь наградил медалью «За храбрость» на Георгиевской ленте).

После посещения раненых воинов император встретился с воспитанницами Кубанского Мариинского женского института и Войскового Шереметевского женского приюта.

Через полчаса Государь был уже на железнодорожном вокзале и поднялся в вагон поезда, который взял курс на Тифлис. На Кубани в начале ХХ века всего в трех соборах и 360 приходских церквах служило 377 священников, 152 диакона и 366 псаломщиков.

В период богоборчества после революции 1917 года Русская Православная Церковь на Кубани разделила горькую участь и судьбу Российской Церкви.

Кубань прославилась подвигом добрым и исповедничеством лучших своих сынов из среды пастырей.

Из сонма погибших в годы гонений до 1919 года сегодня прославлены в лике святых русских священномученик Михаил Лекторский, священник Григорий Троицкий, священник Андрей Филиппович Ковалев, священник Григорий Яковлевич Конокотин, священник Иоанн Иоаннович Яковлев.

Были уничтожены лучшие уникальные памятники храмового зодчества. В Екатеринодаре разрушены до основания главный войсковой казачий собор св.блгв. князя Александра Невского и прекрасная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Обезглавлены и превращены в овощные хранилища и хозяйственные базы другие екатеринодарские храмы вместе с кафедральным собором. Лишь Георгиевский храм миновала горькая участь поругания.

Этот храм никогда не закрывался и даже период обновленчества не коснулся его. Так было по всей Кубани. Были уничтожены все монастыри. В 60-е годы окончательная расправа была над всеми кубанскими церквями.

В 1987 году, ко времени вступления на Екатеринодарскую (Краснодарскую) кафедру епископа Исидора (Кириченко), в епархии насчитывалось 76 православных приходов, большинство из которых вместо церквей имели молитвенные дома.

Период расказачивания, депортации и коллективизации нанес страшный удар по казачьему сословию. Только за 1920-1922 годы число коренных жителей сократилось на 32 тысячи человек. Продразверстка и искусственно созданный поборами и грабежами голод завершили «красный поход» против Кубани.

К началу 2006 года в Екатеринодарскую и Кубанскую епархию входили 25 благочиннических округа, 378 приходов, 503 священнослужителей, из них священников — 448, диаконов — 55.

Монастырей в Екатеринодарской и Кубанской епархии числилось — 7 (мужских — 2, женских — 5):

— Свято-Духов мужской монастырь. 353700, г.Тимашевск, ул.Дружбы, 1;

— «Крестовая пустынь» мужской монастырь. 354538, пос.Н.Солох-Аул, Лазаревский район, ул.Кошмана, 10;

— Марие-Магдалинский женский монастырь. 352725, ст. Роговская, Тимашевский район, ул.Кирова, 162;

— Успенский женский монастырь. 353150, г.Кореновск, ул.Красная, 104;

— Троице-Георгиевский женский монастырь. 354000, Адлерский район г.Сочи, ул.Мира, 25;

— Женский монастырь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена». 352690, г.Апшеронск, ул.Юдина, 4;

— Женский монастырь иконы Божией Матери «Всецарица». 350040, г.Краснодар, ул.Димитрова, 146/1.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 18) из состава епархии выделены АрмавирскаяЕйскаяНовороссийская и Тихорецкая епархии. Екатеринодарская епархия включена в состав Кубанской митрополии.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 110) из состава епархии выделена Сочинская епархия (в административных границах г. Сочи и Туапсинского района Краснодарского края).

Православные учебные заведения

В православно-социальном институте г. Армавира есть факультеты богословия, православной журналистики, юриспруденции, экономики. В 2006 году была открыта Екатеринодарская духовная семинария.

Общеобразовательные православные школы:

— школа при храме Рождества Христова в г.Краснодаре;

— школа имени св. блгв. князя Александра Невского в г.Курганинске;

— школа «Фавор» в пос.Мостовском;

— школа «Преображение» в г.Анапа,

— кадетский казачий корпус в Краснодаре.

Известные почитаемые места на Кубани: источники Крымского района (в Грушевой балке) («Святая Ручка», св.Целителя Пантелеимона, Казанский), а также знаменитый источник св. Пророка Илии в станице Куринской (хутора Городок) под Хадыженском в Апшеронском районе, источник Параскевы Пятницы в станице Стародеревянковской.

В женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в храме есть список с чудотворного образа Божией Матери «Всецарица», привезенный из Ватопедского монастыря Святой Горы Афон.

В Михаило-Архангельском храме станицы Нововеличковской Динского района хранится чудотворный образ обретенной иконы Божией Матери «Знамение», от которого многие получают помощь и исцеление.

В Апшеронске в Богородицком женском монастыре «Нерушимая Стена» находятся несколько мощевиков с редкими частицами святых мощей, числом 60, среди которых: св.ап.Андрея Первозванного, св.прав. Анны Пророчицы, вмч.Пантелеимона, вселенских святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, свв.прп. Соловецких; Киево-Печерских и многих других великих святых.

В том же монастыре имеется подаренная уникальная коллекция икон бывшего краснодарского антиквара Владимира Цаликова (письма конца XVIII-начала XIX века): «Неопалимая Купина» (освященная на Святой Горе Афон в 1908 году), образ Божией Матери «Казанская», св.пророк Илия (редкое изображение), Серафим Саровский чудотворец, св.равноап. княгиня Ольга и св. вмч.Параскева Пятница.