Основана 13 сентября 1916 года из части Ейского викариатства.

Местопребывание: Екатеринодар, с 1918 – Краснодар.

Именовалась: Кубанская и Екатеринодарская; Кубанская и Черноморская; Краснодарская и Кубанская.

с 26.02.1995 – Краснодарская и Новороссийская.

с 03.04.2001 – Екатеринодарская и Кубанская.

Викарные кафедры: Майкопская, Ейская, Новороссийская

епископ-Иоанн-Левицкий

Архиепископ Иоанн (Левицкий), 1916-1919 гг.     

Деятель обновленчества. 12 октября 1916 года получил титул епископа Кубанского и Екатеринодарского. В 1917 году поддержал Февральскую революцию. 12 марта обратился с телеграммами к Временному правительству, в которых сообщал, что «молитвенно испрашивает у Бога помощи ему в трудах на благо и славу освобожденной родины» и «выражает свою радость в связи с наступлением новой эры в жизни Православной Церкви и духовенства».

 

епископ-Дмитрий-ВербицкийАрхиепископ Димитрий (Вербицкий), 1919 гг.

 

 

 

 

 

 

митрополит-Антоний-ХраповицкийМитрополит Антоний (Храповицкий), временно управляющий  1919 — 1920 гг.

 

 

 

 

 

епископ-Вениамин-ФедченковЕпископ Вениамин (Федченков), временно управляющий освобождающимися от большевиков частями епархии 1920 г.

 

 

 

 

епископ-Никодим-КротковЕпископ Никодим (Кротков),  временно управляющий освобождающимися от большевиков частями епархии август-ноябрь 1920 г.

 

 

 

 

Епископ Сергий (Лавров), 1919-1922.

В начале революции объявил себя принадлежащим к англиканской церкви, был отлучен от Православной Церкви, раскаялся и в 1919 году в Новороссийске воссоединен. Епископ Сергий был поставлен во вновь учреждённую  Новороссийскую и Черноморскую епархию, недавно реорганизованную из Сухумской.
В 1920 г.  большинство епископата Высшего Временного Церковного управления на Юге России  эмигрировало, но преосвященный Сергий остался  в России. С приходом красных он был арестован и  отправлен в Москву, оттуда  выехал в ссылку  в Великий Устюг. Через год срок ссылки закончился,  и   в марте 1922 г.   епископ Черноморский поспешил обратно  в Москву. Через два месяца его  арестовали вновь и  препроводили  на туркестанскую окраину, в городок Теджен, расположенный на линии Закаспийской железной дороги.  Наездами епископ  бывал  в Ташкенте.

епископ-Филипп-ГумилевскийЕпископ Филипп (Гумилевский), временно управляющий 1920-1921 гг.

 

 

 

 

 

епископ-Евсевий-РодественскийЕпископ Евсевий (Рождественский), временно управляющий 1922 — середина 1923 гг.

 

 

 

 

 

Архиепископ Иоанн (Левицкий), 1923-1924 гг. См. ранее.

епископ-Инокентий-ЛетяевАрхиепископ Иннокентий (Летяев), 1926 – 1927 гг.

Признал обновленческое Высшее церковное управление, был назначен на Екатеринославскую обновленческую кафедру. В июне 1923 году принес покаяние и вернулся в Православную Церковь. 15 октября того же года он назначен епископом Ставропольским и Кавказским. Управлял одновременно Екатеринодарской и Кубанской епархией. В 1925 году был арестован. Семь месяцев находился в Бутырской тюрьме. 20 августа 1926 года назначен епископом Краснодарским и Кубанским. Вскоре был выслан из Краснодара в Белгород.

8 декабря особой тройкой УНКВД Владыка был приговорен к расстрелу. Расстрелян 14 декабря 1937 года в Сибирском исправительно-трудовом лагере, погребен в общей безвестной могиле.

21 января 1958 года был реабилитирован президиумом Кемеровского облсуда по 1937 году репрессий. В 1989 году реабилитирован прокуратурой Харьковской области по 1936 году репрессий. 22 июня 1993 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Слободского края решением Священного Синода Украинской Православной Церкви.

 

Архиепископ Феофил (Богоявленский), 1927 – 1933 гг.

Народ его очень любил. Был прост, твёрд в Православии, посещал дома верующих, всегда ходил пешком по городу. Жил с матерью в маленьком домишке, очень бедно. К нему приходили на покаяние священники из обновленцев.

Был арестован 24 января 1933 года. Обвинен в организации антисоветской деятельности, поддержке и рукоположении странствующих священнослужителей, тайных рукоположениях монахов Драндского монастыря Абхазии, а также в поддержке антисоветски настроенных священнослужителей. В тюрьме владыка Феофил заболел сыпным тифом, был насильно обрит. Из тюремной больницы его, тяжело больного, сотрудники ОГПУ увезли в неизвестном направлении. Был расстрелян по постановлению от 8 апреля 1933 года. Вместе с ним были расстреляны его келейник, иеромонах Аркадий (в миру Павел Алексеевич Кобяков (1901-1933) и другие представители кубанского духовенства и прихожан.

Епископ Феодосий (Вощанский), 1933 г.

В феврале 1933 года указом митрополита Сергия (Страгородского) назначен на Кубанскую и Краснодарскую кафедру. Однако выехать на место служения он не смог, т.к.

28 февраля был арестован. Ему было предъявлено обвинение в создании «контрреволюционной церковно-повстанческой организации». Обвиняемый свою вину полностью отрицал. Постановлением особой тройки НКВД от 9 июня 1933 года епископ Феодосий был приговорен к пяти годам заключения в концлагере. В 1937 году находился в заключении в Комсомольске-на-Амуре. Решением особой тройки УНКВД был приговорен к расстрелу и 22 октября 1937 года расстрелян.

Епископ Памфил (Лясковский), 1933 – 1936 гг.

Епископ Памфил (Лясковский) родился 5 октября 1883 года в селе Арестово Волынской губернии и был наречен в крещении Петром. Окончив духовное училище и семинарию, он поступил Московскую духовную академию, обучение в которой завершил в 1907 году, защитив диссертацию кандидата богословия.

26 декабря 1921 года хиротонисан в епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. В 1923 году в самый разгар обновленческого движения был отправлен в ссылку в Яранск Вятской губернии. После окончания ссылки, в 1928 году был назначен викарием Воронежской епархии, затем был епископом Уральским, Чебоксарским, Богородским, Подольским (викарий Московской епархии), управлял с 1932 года Курской епархией.

11 августа 1933 года был назначен епископом Краснодарским. Патриарх Сергий (Страгородский) направляя Владыку в Краснодар, сказав: «Владыка, посылаю Вас на заклание».

В Краснодаре сначала служил в малом приделе Георгиевского храма, поскольку остальную часть церкви занимали обновленцы. Местные власти долго отказывали в регистрации в городском совете. Без нее священнослужителям не разрешалось служить в храмах. Только спустя несколько месяцев разрешение было получено.

По воспоминаниям современницы епископа, «внешне владыка Памфил был высок, довольно крепок, лицо строгое, монашеское, борода и волосы длинные, правильные черты. Бледный, молчаливый. В обращении был прост и ласков, но строг в службе. Перед ним на аналойчике всегда лежали „Службы дня“. На службу и со службы ходил пешком, в клобуке, в рясе, с посохом». По её же воспоминаниям часто дети швыряли в него по пути в храм и из храма камни и гнилые фрукты, поэтому прихожане сопровождали своего пастыря.

Проповеди владыки не были «блестящими», но всегда содержательными. Он как-то сказал: «Умеешь, не умеешь, а говори, – ибо если не говорим, то мы псы не лающие». Матушка Мария Голощапова как-то поблагодарила его за проповедь, а он ответил: «Это только вам они нравятся». Современникам запомнилась его первая проповедь: он «поучал молящихся духовной мудрости и рекомендовал почаще посещать кладбище или же чаще думать о неизбежности смерти, так как эти мысли могут человека заставить воздержаться от многих грехов этой земной жизни».

В окружении Владыки были соглядатаи, которые сотрудничали с органами НКВД. Положение Владыки быстро ухудшалось, вследствие чего его переселяли из одной квартиры в другую. В результате он поселился на квартире у протодиакона. Последнего также подозревали в связях с НКВД.

Ранним утром 23 января 1936 года владыку Памфила нашли подвешенным на дереве в саду дома,  хозяином которого был протодиакон – здесь жил последнее время архиерей. По официальной версии, он окончил жизнь самоубийством во время острого психического припадка. Церковь отказалась хоронить «самоубийцу», но народ не верил официальной версии.

До приезда милиции в дом, где проживал владыка, прибежала Пелагея Григорьевна Копытова. Она увидела, что под яблоневым деревом владыка стоял на коленях с петлёй на шее, но верёвка не была натянутой.

Хоронили владыку как простого монаха: духовенство Георгиевского храма боялось совершать отпевание, поскольку официальной версией, на которой настаивала власть было самоубийство. Но собравшийся народ не верил, начался шум, тогда тело епископа Памфила перенесли в Феодоровский придел храма, и поставили в углу около иконы Божией Матери [15]. Отпевать согласился самый младший священник Георгиевского храма отец Иоанн. Он совершал чин погребения и все время плакал.

В 2009 году на пожертвования горожан на могиле епископа Краснодарского и Кубанского Памфила возведена часовня.

Архиепископ Софроний (Арефьев), 1936 – 1937 гг.

Архиепископ Краснодарский Софроний (в миру Иван Алексеевич Арефьев) родился в 1879 году в семье псаломщика села Канаши Шадринского уезда Пермской губернии. Окончил духовное училище, Пермскую духовную семинарию, Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия с защитой диссертации «Чудесное насыщение и беседа Господа о хлебе жизни (толкование VI главы евангелия от Иоанна)».

С 1903 года находился на должности помощника инспектора Иркутской духовной семинарии, с 1905 года — преподавателя гомилетики. В 1907 году был награжден орденом святого Станислава 3-й степени, а в 1911 — орденом св. Анны 2-й степени.

14 августа 1914 года назначен ректором Иркутской семинарии. 28 августа рукоположен в сан священника и через пару дней возведен в сан протоиерея. Вскоре получил орден св. Станислава 2-й степени. Овдовев, 14 февраля 1915 года принял монашество с именем Софроний в честь святителя Софрония, епископа Иркутского, и возведен в сан архимандрита.

С 1916 года состоял членом Русской духовной миссии в Китае. Вплоть до 1917 года был редактором Иркутских епархиальных ведомостей.

В 1919 году хиротонисан во епископа Верненского и Семиреченского. В 1919-1920 годах управлял Якутской епархией.

В 1921 году арестован в Якутске, после трехмесячного ареста освобожден. В сентябре того же года выслан в Иркутск для суда, где некоторое время находился под арестом. В 1922 году Святейшим Патриархом, в связи с учреждением кафедры в Новониколаевске (Новосибирске), был освобожден от управления Петропавловским викариатством Омской епархии и назначен епископом Новониколаевским, викарием Томской епархии. Уклонился в обновленческий раскол, однако спустя несколько месяцев оставил его.

В декабре 1922 года был арестован и приговорен к 2 годам заключения в Соловецких лагерях. После освобождения из заключения, управлял Великоустюжской, Свердловской, Уфимской, Олонецкой и Ижевской епархиями. С 24 апреля 1929 года — архиепископ. Принимал участие в работе Временного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском) в зимней сессии 1931 года (14 ноября 1930-22 апреля 1931 года) и в летней сессии 1932 года.

В феврале 1936 года получил назначение в Краснодарскую епархию. После назначения Владыке говорили: «Куда Вы едете, владыка, разве можно?» — он отвечал: «Еду туда, где всех сажают!». В Краснодар Владыка Софроний прибыл на смену убитому епископу Памфилу (Лясковскому).

В июне 1937 года арестован и содержался в заключении в г. Краснодаре. 2 декабря 1937 года постановлением Тройки УНКВД по Краснодарскому краю по обвинению в контрреволюционной агитации признан виновным и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 23 декабря.

Епископ Никодим (Гонтаренко), 1942 – 1943 гг.

В управление епархией не вступил – остался на Украине. Был в Краснодаре во время оккупации. Ο.А. Киреев справедливо поместил этого епископа в список канонических иерархов Московской Патриархии: он – ставленник епископата Украинского Экзархата, возглавляемой митрополитом Алексием (Громадским), верного канонической связи с Московской Патриархией, которая признавала его полномочия. Вследствие болезни ушел на покой в Почаевскую Лавру, где скончался 22 января 1948 года.

Епископ Фотий (Топиро), 1943 – 1944 гг.

В 1931 году уклонился в григорианский раскол и был рукоположен во епископа Новочеркасского, затем возведен в сан архиепископа. С 1935 года богослужений не совершал.

22 июля 1943 года принес покаяние и был принят в общение с Московской Патриархией в состоянии монаха. 25 июля 1943 года был хиротонисан во епископа Кубанского и Краснодарского в Ульяновске, в хиротонии принимал участие митрополит Ленинградский Алексий.  Скончался 20 августа 1952 года по причине закупорки легочной артерии. Был отпет и погребен в склепе под алтарем Львовского Георгиевского кафедрального собора.

Епископ Флавиан (Иванов), 1945 –1949 гг.

Присоединился к обновленцам и пробыл более двадцати лет в расколе. В 1944 году покаялся и был принят в клир канонической Церкви как пресвитер. 3 января 1945 года был пострижен в монашество в Крестовой патриаршей церкви епископом Можайским Макарием (Даевым). 5 января 1945 года был наречен, а 8 января – хиротонисан во епископа Краснодарского и Кубанского. С 31 января по 2 февраля 1945 года участвовал в Поместном соборе Русской Православной Церкви.

 

Митрополит Гермоген (Кожин), 1949 –1954 гг.

В 1922 году уклонился в раскол и был настоятелем кафедрального обновленческого собора в Новочеркасске. Обновленцами хиротонисан во епископа. Принял в свое управление практически все обновленческие приходы на Северном Кавказе и на Дону. 13 апреля 1932 года был возведен в сан архиепископа. 1 февраля 1945 года введен через покаяние в общение с Русской Православной Церковью в сане протоиерея. Чин покаяния принимал Ставропольский и Бакинский архиепископ Антоний (Романовский).

1 ноября 1945 года был пострижен в монашество с именем Гермоген. 1 февраля 1946 года возведён в сан архимандрита. 16 февраля 1946 года в зале заседаний Священного Синода наречён во епископа Казанского и Чистопольского. 18 февраля 1946 года рукоположён в Воскресенской церкви в Брюсовом переулке. Хиротонию совершали Святейший Патриарх Алексий I, епископы Можайский Макарий (Даев) и Кировоградский Сергий (Ларин).

С 19 октября 1949 года — архиепископ Краснодарский и Кубанский.

12 февраля 1954 года командирован в Соединенные Штаты Америки «для всестороннего благоустроения церковных дел Русской Православной Церкви в Америке в качестве полномочного представителя Патриарха Московского и всея Руси»; отбыл 17 февраля в сопровождении А. Ф. Шишкина в качестве секретаря. Второй съезд духовенства и мирян Патриаршего Экзархата в Америке 19 марта был избрал его экзархом Московской Патриархии в Северной и Южной Америке. 19 мая возведён в сан митрополита Алеутского и Северо-Американского.

13 августа 1954 года умер от инфаркта, находясь в отпуске в Краснодаре. Похоронен в Екатерининском кафедральном соборе Краснодара.

Архиепископ Иннокентий II (Зельницкий), 1954 г.

Овдовел и был пострижен в монашество с именем Иннокентий. 7 декабря 1947 года был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. 3 января 1949 года возведен в сан архимандрита. 30 января того же года был хиротонисан во епископа Винницкого и Брацлавского. Хиротония состоялась в Москве в Патриаршем Богоявленском соборе. Чин хиротонии совершали патриарх Алексий, архиепископ Дмитровский Виталий (Введенский), и епископы Курский Нестор (Сидорук) и Черниговский Иаков (Заика).

В 1954 году состоял временно управляющим Краснодарской епархией. 25 февраля 1957 года был возведен в сан архиепископа. Скончался 10 марта 1968 года в Москве. Был погребен на Московском Бабушкинском кладбище.

Архиепископ Борис (Вик), 1954 – 1956 гг.  

С 11 ноября 1954 года был назначен архиепископом Алеутским и Северо-Американским, экзархом Северной и Южной Америки, а также управляющим Краснодарской епархией. В середине 1950-х гг. был постоянным участником международных конференций в защиту мира.

 

 

Митрополит Виктор (Святин), 1956 – 1966 гг.

31 мая 1956 года был назначен архиепископом Краснодарским и Кубанским. 20 июня 1961 года был возведен в сан митрополита. В ноябре 1962 года временно управлял Ставропольской епархией. Скончался 18 августа 1966 года в Краснодаре. 21 августа 1966 года погребение совершили архиепископ Ставропольский Михаил (Чуб) и епископ Симферопольский Леонтий (Гудимов). Был похоронен на Славянском кладбище Краснодара.

 

Архиепископ Михаил (Чуб), 1966 г.

С 20 августа по 8 октября 1966 года временно управлял Краснодарской епархией.

Архиепископ Михаил был всесторонне развитым человеком. Он особенно любил литературную деятельность. Был членом редакционной коллегии сборника «Богословские труды». Исследовал творения священномученика Мефодия Олимпского (Патарского). Его работы были опубликованы в России и за границей (журналы Московской Патриархии, «Богословские труды», «Голос Православия», «Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата»). Писал также историко-агиографические работы, посвященные отечественным святым и подвижникам благочестия (свят. Тихону Задонскому, преп. Герману Аляскинскому, свт. Игнатию (Брянчанинову), афонскому старцу Силуану).

Архиепископ Алексий (Коноплев), 1966 – 1978 гг.

8 октября 1966 года назначен митрополитом Краснодарским и Кубанским.  С 15 декабря 1966 по 7 октября 1967 года ему было поручено временное управление Ростовской-на-Дону епархией. В 1964 году стал почетным членом Московской духовной академии. В 1968 году после защиты диссертации получил звание магистра богословия.

 

Архиепископ Гермоген (Орехов), 1978 – 1980 гг.

25 декабря 1966 года в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Ленинграде хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии с оставлением в прежней должности. 16 декабря 1969 года назначен постоянным представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве, а также временно исполняющим обязанности представителя патриарха Московского при Антиохийском патриаршем престоле. С 19 апреля 1978 года архиепископ Краснодарский и Кубанский.

Архиепископ Антоний (Завгородний), временно управляющий 1980 г.

Активно участвовал во внешней деятельности Русской Православной Церкви. 30 марта 1967 года был возведен в сан архимандрита митрополитом Ленинградским Никодимом.

4 апреля 1967 года назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 17 марта 1970 года снова переведен в клир Ленинградской епархии. В составе делегаций Русской Церкви посетил Антиохийскую, Румынскую, Болгарскую, Элладскую Церкви. Несколько раз посещал Святую Гору Афон. Был членом делегации Русской Православной Церкви на IV Генеральной ассамблее ВСЦ (Уппсала, Швеция, 1968).

Архиепископ Владимир (Котляров), 1980 – 1987 гг.

29 ноября 1962 года стал епископом Звенигородским, викарием Московской епархии. Также одновременно был назначен представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей. 30 декабря того же года состоялась его архиерейская хиротония, которую совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков), архиепископы Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), Сурожский Антоний (Блум), епископ Венский и Австрийский Филарет (Денисенко).

Митрополит Исидор (Кириченко), 1987 – 2020 гг.

12 мая 1987 года назначен епископом Краснодарским и Кубанским. 22 февраля 2001 года «во внимание к усердному служению Церкви Божией» возведён в сан митрополита. 12 марта 2013 года назначен главой новообразованной Кубанской митрополии и временным управляющим новообразованными Армавирской и Тихорецкой епархиями. Скончался 8 августа 2020 года после непродолжительной болезни. Погребен в Воскресенском приделе Екатерининского кафедрального собора.

Раздел сайта Кубанской митрополии посвященный памяти митрополита Исидора.

Митрополит Кирилл (Покровский),  временно управляющий епархией, с 8 по 25 августа 2020 г.

 

 

 

 

 

Митрополит Павел (Пономарев), 2020 — 2021 гг.

Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. (журнал № 46) назначен митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии.

Деятельность митрополита Павла на Кубанской кафедре.

Решением Священного Синода от 15 апреля 2021 г. (журнал № 26) определено быть Преосвященным Крутицким и Коломенским, Патриаршим наместником Московской митрополии, постоянным членом Священного Синода, с освобождением от управления Екатеринодарской епархией.

Митрополит Григорий (Петров)

Решением Священного Синода от 15 апреля 2021 г. (журнал № 26) определено быть Преосвященным Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии, с освобождением от управления Челябинской епархией и временного управления Троицкой епархией.

Деятельность митрополита Григория на Кубанской кафедре.