Светский праздник «День всех влюбленных», ежегодно отмечаемый 14 февраля, неизбежно вызывает ряд вопросов у православного человека. Ответ на самые распространенные из них нам дал председатель Комиссии по защите материнства и детства Екатеринодарской епархии иерей Даниил Коровяков.

Принято считать, что традиция празднования Дня святого Валентина зародилась в католической культуре. Сейчас Католическая Церковь к этому дню относится нейтрально, считая его празднование народной, а не церковной традицией. Как относится к этому дню Православная Церковь? Насколько справедливо утверждение о произрастании корней праздника из Православной культуры?

– В преддверии данного праздника ко мне стали очень часто обращаться люди с просьбой дать некоторые комментарии и объяснить что это за праздник такой, и почему он у нас в России настолько популярен. Дело в том, что на почве этого праздника сходится несколько типов сознаний: либеральное, светское, околоцерковное. Некоторые аж трястись начинают, ожидая этот праздник, как День всех влюбленных. И наоборот, когда к православным людям обращаются с вопросом – ждут ли они этот праздник, то наши православные, начинают немножко кривиться, более смелые начинают ругаться, обвинять всех и вся в том, что это злостный праздник, нехороший, а иногда и говорят, что это праздник и бесовский.

Но по порядку. Во-первых, нет прямой связи в мире общественном – окружающем нас, между днем святого мученика Валентина, между 14 февраля и между тем, что Валентин является покровителем влюбленных, но это если по науке говорить. Во-вторых, Православная Церковь конечно же отмечает дни святых Валентинов аж  пять раз. Два раза празднуется день памяти – новомучеников Валентинов, и три раза в году отмечается праздник мученика Валентина их было три,  но память ни одного из них не приходится на 14 февраля.

В России неоднократно предпринимались попытки найти празднику «более Православную» замену. Насколько уместно и необходимо ли заменять празднование Дня святого Валентина на празднование, например, Дня святого Трифона (также празднуемого 14 февраля) или существующего «Дня семьи, любви и верности» — церковного празднования дня святых Петра и Февронии достаточно, стоит лишь в большей степени обращать на него внимание общества?

⁃ Только мир перестает отмечать Рождественские праздники, буквально сразу начинается   ожидание очередного светского праздника, отмечающегося в обществе 14 февраля. Православная Церковь в этот день свершает память Святого мученика Трифона, но либеральная общественность  обычно ожидает праздники, навязанные нашей культуре, точно так же она начинает  ждать день памяти Святого мученика Валентина, который по мнению многих людей отмечается именно 14 февраля. День любви, семьи и  верности должен быть на Руси у нас главный, но с учётом того, что ведется очень серьёзная информационная война против традиционных ценностей, то, конечно же, наша общественность не допустит никогда в жизни, чтобы какой-то православный праздник стал именно являться днем любви. Не будет такого. Как-то автоматически день Петра и Февронии Муромских не заменит собой «День святого Валентина» так называемый. Это не произойдет, потому что мы живем в обществе неидеальном, в котором есть совершенно разные мнения и есть люди, которые принципиально против церковного, и они просто из принципа своего будут категорически против. Да, есть государственный праздник «День семьи, любви и верности» но они его не празднуют, им он так же безразличен, как нам, людям верующим, например, безразличен праздник «День святого Валентина».

В последнее время становится всё более очевидной искусственная коммерциализация дня всех влюблённых. Насколько пагубна эта тенденция и обратима ли она?

– Этот праздник не государственный, он местнопочитаемый и, конечно же, учитывая что мы живем в очень сложное время, когда пытаются коммерциализировать все совершенно возможное, добираются уже и до церкви. Я позавчера был на освящении магазина и мне одна женщина околоцерковная, лицо её знаю, но в храм она не ходит, говорит: «А вот смотрите, я вот купила свечи, написано «Сретенские свечи», они же сильнее, да, чем обычные?». Объяснил ей, что на Сретение свечи освящаются, рассказал ей как это происходит и зачем. А то что на коробочке написано «Сретенская свеча» это написано для того, чтобы человек, который будет брать эти свечи сравнил эту коробочку с обычной и увидев вот это «сретенские», чтобы у него в голове сработало – раз написано «сретенские» значит лучше, круче, сильнее и возьмем лучше их.

Все что касается празднования того или иного события всё обрастает разной атрибутикой, разными вещами, которые люди под этот праздник подгоняют, чтобы на других наживиться. Это не какой-то сверх выходящий за нормы естественного процесс, это в принципе естественно для общества потребления. Куда не гляньте: в любом СМИ, в социальных сетях, постоянно реклама новых товаров совершенно не нужных, новых, новых, новых. К 9 Мая, к Пасхе, ко Дню матери – то же самое.То есть коммерциализация идет на всех уровнях, и, к сожалению, мне кажется, это уже необратимый процесс.

В день Святого Влентина принято говорить о любви к друг другу, к ближнему, к семье, однако, у многих ,«пламя светлых чувств» неизбежно угасает уже на следующий день после праздника. Несмотря на то, что отношения между людьми, в принципе, не меняются, о любви говорят уже гораздо меньше. Следует ли в повседневной жизни выражать любовь столь же явно, как в День всех влюблённых? Если –да, то как грамотно привнести это в массовую культуру? Если –нет, то как часто следует говорить о любви к ближнему своему?

– Это тоже процесс  повсеместный. Опять же, возвращаясь к празднованию Дня Победы:  да, на 9 Мая чествуют ветеранов, непосредственно в сам день, но уже 10-11 числа про ветеранов забудут. Вот этот процесс мне кажется обратить можно. Что касается роли «праздника любви» в жизни общества, то конечно же нужно всеми силами стремиться, чтобы те Христианские идеалы, которые в жизни своей мы воплощаем – в первую очередь идеал любви, идеал семьи, идеал любви к своим детям, к своей жене, к своим родителям — нужно популяризировать каждый день. Но суета сует, окружающая нас, она будучи дьяволом насажденной, не дает нам возможность быть для своих близких всем и вся. Но мы к этому призваны, мы к этому идем. Мы призваны к вере во Христа.

В силах каждого из нас делать этот мир лучше, сегодня, завтра. В силах каждого из нас. Каждый день Господь нам дает возможность самим становиться лучше и менять, по словам преподобного Серафима мир вокруг себя. Поэтому популяризация любви, верности, семьи находится в руках каждого человека. Насколько она будет велика, популярна и почитаема, насколько будут известны все эти высокие чувства, зависит от того насколько каждый из нас будет делать вклад в общество и будет работать на то, чтобы семья была популярной, почитаемой, великой.

Беседовала Александра Всегодическая, студент 3 курса факультета журналистики Кубанского государственного университета