Проблемы присутствия неоязыческой тематики в современном медийном пространстве
26 января 2017 г. в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений по направлению «Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ» в Московском государственном лингвистическом университете под председательством доктора филологических наук, профессора МГЛУ Р.А. Силаньева прошел круглый стол по теме «Проблемы присутствия неоязыческой тематики в современном медийном пространстве».
В обсуждении повестки круглого стола приняли участие представители Русской Православной Церкви, эксперты, представители СМИ.
С докладами выступили ведущие специалисты в области изучения неоязычества, в том числе, миссионер, богослов и публицист иерей Георгий Максимов, руководитель Экспертного центра Всемирного русского народного собора Александр Рудаков, журналист Life, эксперт в области неоязычества Владислав Мальцев.
Заседание открыл Р.А. Силантьев, отметивший, что характерным отличием современного неоязычества служит использование оккультной терминологии, заимствованной из восточных религиозных практик. По его словам, современное неоязычество представляет собой не монолитное движение, а разрозненные малочисленные группы, борющиеся за влияние друг с другом. Он также подчеркнул, что современное неоязычество не имеет ничего общего с традиционными языческими культами.
«Нам доподлинно неизвестно, как выглядел языческий культ на Руси. Пантеон богов был выдуман князем Владимиром и им же был уничтожен впоследствии. Никаких достоверных свидетельств об этом пантеоне не сохранилось», — отметил он.
По словам Р.А. Силантьева, интересной закономерностью является связь неоязычников с различными экстремистскими движениями.
На экстремистскую сущность неоязыческих течений указал в своем докладе и иерей Георгий Максимов, сообщив, что в списке экстремистских материалов, опубликованных Министерством юстиции, присутствует 160 наименований языческой литературы.
Священник Георгий Максимов подчеркнул, что для неоязычества характерно отрицание всей христианской истории России, а также попытки использовать маскировку под «исконную национальную религию».
«Важно вести профилактическую работу, разъясняя, что неоязычество не имеет никакого отношения к тому, во что верили наши предки до Крещения Руси, но является новым проектом, который рядится в патриотические одежды, но служит прямо противоположным целям», — заключил священник Георгий Максимов.
Фоторепортаж готовится к публикации
Фото: священник Вячеслав Клименко