Средняя общеобразовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей им. В.Г. Захарченко – уникальная творческая площадка для каждого ребенка. Она важнейший кадровый резерв крупнейших театрально-концертных учреждений края: Кубанского казачьего хора, Краснодарской филармонии им. Г.Ф. Пономаренко, Краснодарского творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова. Уникальность образования в этой школе сегодня подтверждается и появлением нового направления – обучения мальчиков пению в хоре.
Нет сомнений в том, что первые шаги к основанию данного хора в наше время – важный исторический момент как для школы-интерната им. Захарченко, так и для Кубани в целом. Заслуженный деятель искусств Кубани, директор школы-интерната им. В.Г. Захарченко и старший регент Екатеринодарской духовной семинарии Иван Алексеевич Албанов рассказывает о наборе в хор мальчиков, а также о том, почему петь может каждый.
— Иван Алексеевич, спасибо за то, что уделили нам время для беседы. Направление «Хор мальчиков» стало принципиально новым для вашей школы. В то же время, как вы рассказывали ранее, оно имеет глубокие исторические корни (основание первого Войскового певческого хора протоиереем Кириллом Россинским). Расскажите, в чем вы видите уникальность этого направления на данный момент?
— Надо сказать, что казаки – православные христиане. Они строили храмы там, где жили. Конечно, церковную службу представить без хора невозможно. В то время, когда Кубань фактически только заселялась казаками, протоиерей Кирилл Россинский, будучи ревнителем церкви, заботился о появлении качественного певческого хора. Он ходатайствовал о выделении средств на его содержание. Так, в 1811 году в хоре сначала было лишь восемь человек. 100 лет, до самой революции 1917 года в Войсковом певческом хоре пели только мальчики и мужчины. Надо в целом отметить, что изначально на службе в православном храме певцами были только мужчины и мальчики. Сейчас такие хоры существуют, как правило, в профессиональных образовательных организациях, например, Хоровое училище им. А.В. Свешникова в Москве или хоровая капелла мальчиков в Санкт-Петербурге. То есть это те ведущие образовательные учреждения нашей страны, где на сегодняшний день данная традиция сохраняется.
— Как эта традиция повлияла на развитие Кубанского казачьего хора?
— У Кубанского казачьего хора сложная история. В нем было неоднократное расформирование, менялся состав, в советское время ввели женские голоса, позже появилась и танцевальная группа. Но было утрачено хоровое пение мальчиков. По инициативе Виктора Гавриловича Захарченко (художественного руководителя Кубанского казачьего хора) в 1991 году была создана наша школа, как детская экспериментальная. Изначально она была в составе Кубанского казачьего хора. Открытием нашей школы Виктор Гаврилович отчасти демонстрирует то, что Кубанский казачий хор всегда был кузницей кадров с высоким уровнем образования. В 2021 году Кубанскому казачьему хору исполняется 210 лет, а нашей школе – 30.
В 2019 году мы с Виктором Гавриловичем ходатайствовали о том, чтобы в этом учебном году министерство культуры выделило нам средства на открытие нового направления – хорового пения для мальчиков. Министерство культуры Краснодарского края поддержало нашу идею и выделило 12 бюджетных мест для обучения, поэтому сейчас мы с радостью приглашаем всех желающих учиться у нас.
Когда мы с Виктором Гавриловичем ходатайствовали о появлении такого направления, конечно, мы попросили благословления у митрополита Исидора, Царствие Ему Небесное. Это было незадолго до карантина в марте. Митрополит Исидор поддержал нашу инициативу. Он часто присутствовал на различных мероприятиях, в которых принимала участие наша школа.
— Вы, как человек, который прошел всю трудную школу становления музыканта и исполнителя, знаете, какой это колоссальный труд и как следует обучать детей. Как будет проходить обучение мальчиков в хоре? На что преподаватели сделают упор?
— Во-первых, мы приглашаем для обучения по данной программе только мальчиков. Во-вторых, в нашей школе было только народное хоровое направление, а теперь будет ещё и классическое академическое. Эта образовательная программа уже давно существует в России, просто не каждая школа ее реализовывает. Мы сделаем интенсивный упор на хоровое пение, часов на него будет больше, чем в других школах. Это необходимо для быстрого развития каждого ребёнка. Мы понимаем и то, что для профессионального обучения очень важно уделить особое внимание сольфеджио и, безусловно, фортепиано. В нашей школе оно будет 3 раза в неделю, так как сольфеджио прежде всего учит думать. Мы можем развивать слух и голос, но, если мы не будем работать с головой, то получим умеющего, но не думающего человека. Нам нужны люди, которые знают это искусство не только как исполнители, но и как, возможно, будущие регенты.
— Почему, на ваш взгляд, церковные песнопения занимают в обучении особое место?
— Мы, как люди православные, должны восхвалять Господа своими песнопениями. Все дети могут петь, просто многое зависит от того, в какой среде растет ребенок. Ему нужно дать шанс попробовать петь. Чем раньше ребенок начинает заниматься пением, тем вернее он сможет это делать. Кто-то рассуждает так: дорастет ребенок до пятого класса – мы приведем его в то место, которое он выберет. Сам ребенок ничего не выберет. Ему можно что-то дать, когда он еще не сопротивляется, то есть в первом и во втором классе.
— Как это образование пригодится мальчикам в будущем?
— Данная образовательная программа – это первая ступень трехступенчатой системы музыкального образования. Она называется предпрофессиональная образовательная программа в области искусств «Хоровое пение». Безусловно ни у кого не должно быть иллюзий о том, что, окончив обучение по этой программе, ребенок станет профессионалом. Эта программа готовит фундамент для получения образования в учреждениях среднего профессионального образования по направлению дирижирование или академическое пение. Возможно, наши выпускники захотят поступать в Екатеринодарскую духовную семинарию. Хоровое пение полезно даже тем, кто не будет музыкантом или думает, что у него нет голоса. Оно развивает именно мышление, что помогает абсолютно во всех гуманитарных предметах. Очень много видных деятелей из других областей занимались музыкой. Никто не знает, как сложится голос ребёнка после мутации. Он может быть качественным или некачественным, но умение думать останется.
У меня был хороший опыт, когда я работал в Православной школе в Юбилейном микрорайоне Краснодара. Ее возглавляет протоиерей Александр Игнатов. Тогда я с командой профессионалов занимался хором со всеми без исключения. Все дети первого класса каждый день по часу занимались пением. Этот опыт меня самого удивил, хотя я и прошёл всю эту школу. На первом этапе поющих и не поющих детей было примерно 50 на 50. Но интенсивная регулярность занятий привела к тому, что через 4 месяца мы имели уже 75 процентов поющих, а в конце учебного года осталось, может быть, двое не поющих. После второго года обучения не поющих не осталось. Нагрузка для детей была незначительной. Для них это было просто, но каждый день. От природы у ребенка естественно поставлен голос. Пение для человека – естественный процесс, как и дыхание. Это врожденный навык. Кто сказал, что человек не может петь? Это только его личные убеждения. Для того, чтобы человек запел, ему просто нужно начать это делать. И чем раньше – тем лучше!
Набор в хор мальчиков школы-интерната им. В.Г. Захарченко уже начался. Он будет проводиться до 24 сентября 2020 года. Принимаются мальчики 5-9 лет. Дополнительную подробную информацию о порядке приема и обучения можно получить:
— по телефону 8(861)203-37-39 (многоканальный);
— по электронной почте: [email protected]
Сайт школы-интерната им. В.Г. Захарченко https://kkx-shkola.ru/
Ссылка на Инстаграм https://instagram.com/kkx_shkola?igshid=1b56vo2171d0d