17 декабря 2019 г., в Законодательном собрании Краснодарского края прошли общественные слушания по законопроекту «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации».

В дискуссии приняли участие законодатели, представители органов исполнительной власти, практикующие юристы, духовенство Екатеринодарской епархии, представители духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края, психологи, педагоги, представители общественных организаций и СМИ.

Парламентарии единогласно отклонили обсуждаемый законопроект.

Ниже публикуем принятую резолюцию.

***

РЕЗОЛЮЦИЯ

по результатам Общественных слушаний

в Законодательном Собрании Краснодарского края

на тему:

«Обсуждение концепции проекта федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», размещенного на официальном сайте Совета Федерации»

Обсудив законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», размещенный на официальном сайте Совета Федерации, участники Общественных слушаний пришли к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования работы, направленной на укрепление традиционных нравственных основ семьи и семейного уклада, а также обеспечение правовой охраны и защиты семей и несовершеннолетних детей.

Вместе с тем, принятие представленного на обсуждение проекта федерального закона в исторически сложившихся реалиях, по мнению участников обсуждения, направлено против института семьи, в целом нецелесообразно, а может быть и деструктивно с точки зрения соблюдения прав и свобод граждан Российской Федерации. Более того, к законопроекту имеется множество замечаний правового и концептуального характера.

Исходя из общедоступной информации и статистических данных, в настоящее время однозначно выделять массовость и закономерность проявления насилия в семьях нет никакого основания. Внутрисемейные (бытовые) конфликты существовали на протяжении всего периода статистического наблюдения, а инструменты профилактики семейно-бытового насилия и привлечения виновных лиц к уголовной, административной или гражданской ответственности получили достаточное развитие в системе Российского законодательства.

Отмечено, что на сегодняшний день имеются все необходимые уголовно-правовые и административные механизмы превенции и пресечения семейно-бытового насилия, существует и активно применяется институт лишения родительских прав, органы опеки и попечительства наделены необходимой совокупностью правомочий, вполне достаточных для активной и эффективной защиты прав ребёнка, действуют подразделения по делам несовершеннолетних в системе МВД России, есть судебные механизмы защиты прав детей и других членов семей, в связи с чем попытка выделения в отдельный институт законодательства такого понятия, как «семейно-бытовое» порождает множество вопросов и неизбежно влечет за собой  правовую неопределенность и создает конкуренцию действующим нормам уголовного, административного и гражданского законодательства.

Кроме того, в законопроекте присутствует множество размытых формулировок, которые носят обобщенный и неопределенный характер, а отдельные его положения дублируют нормы действующего федерального законодательства. На практике это создаст благоприятную почву для неограниченного, бесконтрольного или чрезмерно избыточного вмешательства во внутренние дела семьи.

На территории Российской Федерации уже существуют и действуют меры профилактики семейно-бытового насилия, предлагаемые проектом в качестве «новелл».

Действующие законодательные нормы охватывают в том числе вопросы, касающиеся предоставления социального обслуживания при наличии внутрисемейного конфликта или насилия в семье, вопросы получения жертвами насилия бытовых, психологических, правовых и других социальных услуг, а такая мера профилактики, как «защитное предписание» дублирует уже имеющуюся норму Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» – «объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения».

В проекте закона также отсутствуют критерии отбора и допуска таких организаций к деятельности в сфере профилактики семейно-бытового насилия, то есть формально таким полномочием наделяется совершенно неограниченный круг лиц, эффект от вмешательства в дела семьи которых может оказаться непредсказуемым (под видом такой некоммерческой организации свою деятельность потенциально может осуществлять организация, преследующая своей целью совершенно иные цели, в том числе идеологического, политического или религиозного характера).

По мнению участников Общественных слушаний, противоречия рассматриваемого законопроекта, правовая неопределенность последствий его применения носят не только неконструктивный характер, но и деструктивный, с точки зрения сохранения традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей. Законопроект в его сегодняшней концепции не только не решит проблему семейно-бытового насилия и не позволит усовершенствовать систему его профилактики, но и будет способствовать возникновению недоверия к институту семьи, прежде всего у молодого поколения.

Таким образом, по результатам Общественных слушаний участники решили:

  1. Не поддерживать концепцию проекта федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации».
  2. Отметить не только нецелесообразность его принятия, но и его подрывной характер по отношению к публичному порядку Российской Федерации, традиционным российским духовно-нравственным ценностям, в том числе традиционным нравственным основам семьи и семейному укладу российского общества.

Фото: иерей Вячеслав Клименко