В Ильинском храме пройдут семинары, посвященные психологии

254

29 и 30 июля 2020 г. с 10:00 до 17:00, по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, в Ильинском храме г. Краснодара пройдут три семинара, первый из которых посвящен темам «Психология травм и потери» и «Психология зависимости».

Регистрация участников с 9:30 до 10:00.

Количество мест ограничено. Для всех желающих будет организована трансляция в Zoom. Для участников необходима предварительная регистрация по телефону: +7-918-000-7-000 (Ирина Сергеевна Полякова).

Программа фестиваля по теме «Психология травм и зависимости»

1 модуль. «Понятие психологической травмы. Травмы детства»

Основные задачи модуля включают в себя – изучение специфики формирования психологической травмы; характеристика основных понятий, различных реакций человеческого поведения в результате стресса,базовых защит, изучение основных стратегий помощи в момент травмы; исследование ранних нарушений близости в развитии детей, и ее влияние на идентичность.

Компетенции, формируемые в результате освоения модуля
Что такое кризисная психология, ее цели и задачи, история понимания психологической травматизации;
механизм возникновения психологической травмы;
теоретические основы причин, видов, течение, методы профилактики и коррекции психологических травм в детском и подростковом возрасте.

Содержание модуля:
Понятие психологической травматизации. Типы критических ситуаций.
Понятие шоковой травмы. Ядро травматической реакции. Реакции выживания.
Травмы детства (рождения и развития). Возрастная периодизация по Э. Эриксону. Перинатальные травмы. Период 0-1,5 года. Период 1,5 – 3(4) года Период 3(4) – 5(6) лет. Базовые аффекты, идентичность.
Причины травматизации в детстве. Способы удовлетворения незавершенных задач (психотический, пограничный, невротический уровень). Основные сферы нарушений в результате травм рождения и развития.

2 модуль. «Травма потери»
Основные задачи модуля включают в себя – изучение специфики процесса горевания у детей и взрослых; характеристик основных понятий горевания, различных реакций человеческого поведения в результате ситуации смерти в семье; изучение основных стратегий помощи в момент травмы потери и в последующие периоды жизни человека.
Компетенции, формируемые в результате освоения модуля:
Что такое процесс горевания, особенности протекания его этапов и их феноменология;
механизм возникновения психологической травмы потери;
основы кризисной психологической помощи детям и подросткам в ситуации развода родителей, смерти кого-то из родителей;
причины проблем аутодеструктивного поведения и их взаимосвязь с травмами потери.

Содержание модуля:
1. Классификация травм. Виды потери. Горевание. Виды горя. Признаки горевания.
2. Этапы горевания и их феноменология. Продолжительность, особенности протекания. Этап шока. Этап отчаяния. Этап навязчивости. Этап жизни без утраченного. Этап завершения.
3. Особенности психологического сопровождения на разных этапах горевания.
4. Особенности проживания утраты детьми разных возрастов.
5. Психологическая помощь детям и подросткам, оказавшимся в ситуации развода родителей.

3 модуль. «Зависимое и созависимое поведение»

Основные задачи модуля включают в себя – изучение специфики формирования зависимого поведения; характеристик основных понятий, различных видов зависимого поведения; общих признаков зависимости и созависимости; исследование роли семьи в формировании зависимого поведения личности; освоение основных стратегий профилактики и реабилитации зависимых.

Компетенции, формируемые в результате освоения модуля знать:
— характеристики основных понятий и подходов;
причинно-следственные связи и специфику проявления зависимого поведения;
типологию, модели и формы зависимого поведения человека.
уметь:
определять психологические особенности зависимого человека;
выбирать основные стратегии поддержки при работе с зависимыми.

Содержание модуля:
1. Зависимое поведение как одна из форм девиантного поведения. Понятие. Виды бегства от реальности.Факторы,способствующие возникновению и развитию зависимости. Группа биологических факторов. Лестница зависимости. Группа социальных факторов. Типы семей, способствующих возникновению аддиктивного поведения. Четыре типа основных нарушений эмоционального общения.Четыре типа воспитания в семье, которые создают высокий риск возникновения зависимого поведения. Группа личностных (психологических) факторов. Психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения. Набор очевидных симптомов, общих для всех видов зависимостей.
2. Стадии «психологического рождения» ребенка от 0 до 12 лет (по Маргарет Маллер).
3. Созависимость. Определение созависимости. Признаки дисфункциональной семьи. Основные характеристики созависимости. Сравнительный анализ зависимого и созависимого поведения. Диагностика созависимого поведения.
4. Типы зависимого поведения. Химическая зависимость. Понятие, стадии развития заболевания. Признаки химической зависимости.Проявления болезни на психологическом уровне.Социальный аспект химической зависимости. Духовный аспект химической зависимости. Чему должен научиться химически зависимый человек. Игровая, компьютерная зависимость. Особенности игровой, компьютерной зависимости. Основные критерии выявления зависимости.Особенности нарушения пищевого поведения. Эмоциональная зависимость.
5. Стратегии психотерапии зависимого поведения. Био-психо-социо-духовная модель профилактики и реабилитации зависимого поведения. Семья и ее роль как системы в течении болезни и в выздоровлении. Системный подход в работе по коррекции внутрисемейных отношений. Программа «12 шагов». Арт-терапия зависимого поведения.
6. Организация профилактической и коррекционной работы в образовательных учреждениях. Основные принципы разработки программ профилактики. Первичная, вторичная, третичная профилактика: основные задачи организации работы на каждом уровне.