25 мая 2024 года в конференц-зале Свято-Ильинского храма состоялась встреча «Семейного клуба». В этот раз участники говорили о том, как дисфункциональная семья может стать функциональной, узнали, в каких случаях гнев не только не вменяется в грех, но приравнивается к добродетели, познакомились с семьей давних прихожан храма Илии Пророка, Игоря и Натальи Шакун.

«Дисфункциональные и функциональные семьи. Как понять, что в вашей семье все хорошо, и как исправить то, что плохо. Правила бесконфликтного общения». С такой темой выступила врач, психолог, гештальт-терапевт Ирина Сергеевна Полякова. Есть определенные отличия семей, в которых действительно царит добрая теплая атмосфера, от семей, которые сами себя позиционируют таковыми. Об этих отличиях рассказала психолог.

Семья это микрообразец социума. Она не зря именуется малой Церковью. В семье есть иерархия, у каждого члена семьи своя роль. Но если функциональная семья обладает определенной гибкостью взаимодействия друг с другом, роли могут меняться в зависимости от ситуации, то ее антиподу наоборот присуща жесткость понятий, поэтому для дисфункциональной семьи характерны частые конфликты. В такой семье, как правило, отсутствуют важные для здорового микроклимата доверительные отношения между друг другом. Частыми спутниками членов дисфункциональной семьи становятся чувства вины и стыда. Супруги и дети в такой семье нередко бывают созависимыми друг от друга при том, что подлинной душевной и духовной близости между ними не возникает. Дети из дисфункциональной семьи, повзрослев, вряд ли смогут вспомнить большое количество счастливых моментов из своего детства.

На сто процентов функциональных семей не бывает, говорит психолог. И все же важно стремиться улучшать семейный микроклимат. Ирина Сергеевна рассказала, как этого достичь. Без труда и работы над собой не обойтись. Специалист предложила несколько пунктов и обозначила правила экологичного общения супругов в семье. Главное, в семье не должно быть монологов. Нужно учиться говорить, не оскорбляя, слышать друг друга, желательно с учетом психологических особенностей мужчины и женщины, озвучивать свои претензии без обвинений.

Делать это сложно, призналась психолог. Но вот именно здесь незаменимым помощником может стать аскеза.

Протоиерей Димитрий Болтонов дополнил лекцию психолога духовным взглядом на обсуждаемые вопросы, разъяснил некоторые недоумения. Например, в зале вызвал дискуссию вопрос о том, должны ли дети проявлять возникшие негативные чувства по отношению к родителям. И хотя зрители в массе согласились с тем, что в определенных случаях это делать можно, отец Димитрий с позиций святоотеческого учения пояснил, что для верующего человека обязательны границы поведения.

«Допускать негатива по отношению к родителям нельзя, – заметил священник. – Нельзя позволять детям чувствовать все, что им хочется. Нужно дать Богу место действовать в нашей жизни».

Тема продолжилась лекцией клирика Свято-Ильинского храма диакона Василия Максютова. Сегодня он предложил разговор о страсти гнева и методах противодействия ей. Свои выступления отец Василий готовит на основе наследия святителя Феофана Затворника.

Гнев одна из самых распространенных страстей. Даже самый спокойный, добродушный и сдержанный человек, хоть изредка, но все равно поддается этой эмоции. Внешнее непроявление гнева вовсе не говорит о том, что эта страсть не присуща человеку. Именно гневу свойственно самооправдание – большинство людей в возникновении этой негативной эмоции обвиняют либо окружающих, либо обстоятельства.

Страсть гнева, как и прочие страсти, является болезнью души. А болезнь нужно лечить, т.е., обращаться за помощью к тем лекарям и специалистам, которые в процессе жизни научились не просто обуздывать, но смогли полностью искоренить в себе эту страсть.

«Святитель Феофан говорит, что гнев это не принадлежность нашего естества, а следствие его испорченности, – говорит диакон Василий. – Поэтому человек, побеждающий гнев, уничтожает эту испорченность. По словам святителя Феофана, тот, кто борется с гневом, достоин мученического венца».

Для того, чтобы понимать, как бороться, что делать и в каком направлении двигаться, нужно найти причину возникновения болезни. По святителю Феофану, корень гнева кроется в самолюбии и себялюбии, т.е. либо в сознании собственной значимости, либо в отсутствии осознания собственного ничтожества. И то, и другое для обычного мирского человека кажется вполне естественным. Чтобы правильно понять, что это вообще означает, нужно ответить на вопрос, почему святые утверждали, что у страсти гнева такие неожиданные и, может быть, даже эпатажные причины? Ответ прост.

«У человека, имеющего самомнение, при малейшем конфликте, при неудачно брошенном взгляде сразу в сердце возникает возмущение. Святитель Феофан говорит, что при таком устроении в сердце глубоко лежит присвоение себе прав судить и наказывать за грехи других людей, а не себя», – поясняет отец Василий.

Священнослужитель озвучил четыре стадии гнева по святителю Феофану Затворнику: легкое огорчение, серчание, гнев, ярость. По авве Дорофею, немного по-другому, но смысл тот же самый. Первичная стадия подобна угольку, который только начинает разгораться. Дальнейшее развитие страсти зависит от нас, попытаемся ли мы погасить, либо раздуем его в пламя, говорит диакон.

Как же не допустить раздувания пламени? Авва Дорорфей советует при возникновении смущения сразу же первым просить прощения, говорит отец Василий. В этом случае только начинающий разгораться уголек легко и быстро погаснет. Святые напоминают, что необходимо с молодости учиться управлять своими страстями. Молодые ростки легче вырывать из земли, чем многолетнее дерево. И главное, молодой росток выкорчевывается вместе с корневой системой. Поэтому основное правило – стараться пресекать страсть в самом зародыше.

На второй стадии, когда внутри уже кипит раздражение, справиться со страстью гнева будет сложнее. Святые отцы советуют в этом случае хотя бы молчать и молиться.

«Молиться до слез, можно даже жгутом по плечам», – цитирует святителя Феофана отец диакон.

В целом, при борьбе со страстями необходимо быть внимательным к тому, что происходит в сердце, подытожил отец Василий. Только тогда гнев может быть использован по своему прямому назначению и обращаться на борющие человека помыслы, а не на обстоятельства или других людей.

О том, как многое из того, что было сказано теоретически, воплощается на практике, рассказали гости третьей части «Семейного клуба», Игорь и Наталья Шакун. Игорь и Наталья – давние прихожане храма Илии Пророка. Воспитывают троих сыновей. Все мальчишки ходят в храм и в воскресную школу.

На прощание гостям «Семейного клуба» были вручены подарки. Встречи проводятся в рамках проекта Комплексная социальная поддержка и защита семей в трудной жизненной ситуации «В кругу семьи». Проект реализуется с использованием средств Фонда президентских грантов.

Пресс-служба Социального отдела Екатеринодарской епархии