В Свято-Ильинском храме работают группы психологической поддержки для родителей и детей

32

С октября 2022 года при Свято-Ильинском храме города Краснодара открылись тематические группы психологической поддержки для родителей и детей. За прошедшие полтора месяца в группах уже сформировался костяк слушателей. Поскольку тренинг открытый, желающие могут присоединиться к группе на любом занятии.

Формат общения выстроен таким образом, что встречи представляют интерес не только для молодых родителей, но и для супругов, ожидающих малыша или  только планирующих рождение ребенка, а также для бабушек и дедушек. Занятия направлены, главным образом, на улучшение качества детско-родительских отношений, на преодоление текущих конфликтов и разногласий между взрослыми и детьми, на умение находить взаимопонимание и компромисс в отношениях друг с другом.

Первая тема, предложенная для обсуждения участникам группы – эмоциональный интеллект. Что это такое? Каковы причины его снижения у взрослых и детей? Чем отличается эмоциональный интеллект ребенка и взрослого, и как можно использовать первый для разрешения конфликтов в детско-родительских отношениях?  На эти и многие другие вопросы участники встреч находят ответы вместе с ведущей группы детско-родительского общения, православным психологом, детским психологом Марианной Денисовой.

Встречи проводятся в форме живого общения. Участники группы получают информацию и могут тут же закрепить полученные знания на практике. Для этого в ходе занятий психолог предлагает несложные задания по только что пройденной теме. Например, при обсуждении темы невербальных сигналов общения и языка жестов взрослые и дети учатся распознавать свои эмоции и эмоции другого человека. На листах бумаги смайлики с изображением определенной эмоции, которую должны назвать участники. Взрослые и дети, сбившись в небольшие группки по два-три человека, увлеченно разгадывают задание. То с одной, то с другой стороны периодически раздается: «грусть!», «радость!», «удивление!», «недоумение!». Грустный факт: отрицательные эмоции распознали гораздо быстрее – они нам более привычны.

Также участники группы учатся распознавать эмоции по мимике и жестам. Это невербальные сигналы общения, которые могут многое рассказать о человеке. Уметь распознавать их, значит, лучше понимать собеседника, да и себя самого.

Некоторые из взрослых участников группы признаются, что не могут испытывать полноценные эмоции, палитра чувств с возрастом стала будто приглушенной, матовой. Ведущая группы, Марианна Денисова пояснила, что такое состояние свойственно именно взрослым людям – подавлять чувства нас учили буквально со школьной скамьи. В психологии даже есть термин «алекситимия», которым обозначается нечувствительность своего внутреннего состояния.

«Мы должны научить детей распознавать эмоции, – говорит Марианна. – Для того, чтобы знать и понимать себя, нам необходимо отслеживать даже оттенки эмоций и чувств».

Ведущая группы детско-родительского общения обозначила основные этапы созревания эмоциональной сферы у детей:

— Эмоциональная сфера у детей и взрослых действительно имеет свои различия. У детей она очень яркая, можно сказать, безграничная, и здесь нам есть, чему у них поучиться, – рассказывает Марианна Денисова. – Малыши до 3 лет еще не могут назвать свою эмоцию, не могут понять ее, но они ее переживают внутренне. Им сложно самим выйти из истерики, ребенок может плакать бесконечно, до тех пор, пока его не успокоит мама. Она же помогает ему опознавать и понимать свои чувства. Понемногу регулировать свои эмоции, предвидеть последствия своих действий, слов, поступков ребенок учится к 5 годам. Почему в этом возрасте отчасти уже и утрачивает живость и непосредственность. Примерно с 7 лет ребенок уже способен к произвольному вниманию, к произвольной памяти и к произвольной регуляции своих эмоций. Например, чувствуя гнев, он будет его сдерживать. С этого возраста ребенка уже можно назвать маленьким взрослым – яркие эмоциональные краски дошкольного периода утрачиваются, эмоциональные проявления школьника приближены к эмоциям взрослого человека.

В дальнейшем в группах детско-родительского общения будут рассматриваться вопросы важности эмоционального интеллекта в социальной сфере, методики его развития у взрослых и детей, овладение полученными знаниями на практике и многое другое. Темы подбираются с учетом обоюдного интереса и пользы для детей и взрослых. Занятия проходят два раза в месяц по вторникам с 17 до 18.30 часов.

Встречи групп психологической поддержки детско-родительского общения проводятся в рамках реализации проекта «Служба профилактики социального сиротства, сохранения и сопровождения семьи «Семейный круг 2.0», который осуществляет СО АНО ПНСН «Благой дар Кубани» при поддержке Фонда Президентских грантов.

Текст: Евгения Оганова
Фото: Игорь Кодацкий