Александр Невский — защитник Земли Русской

7557

Князь Александр Невский олицетворяет для нас первые громкие победы Руси против агрессии католического Запада, принёсшие славу русскому оружию, и духовный выбор России-выбор православия. Уже при жизни Александр Невский снискал себе славу великого полководца, который не потерпел ни одного поражения. А после смерти его стали почитать как святого — защитника Земли Русской. В тяжелейший переломный момент истории Отечества, когда решался вопрос о самом существовании русского народа, во многом благодаря именно великому князю Александру жители разрозненных княжеств Руси осознали себя как единое целое.

В памяти народа святой благоверный князь Александр Невский остался как символ жертвенного и бескорыстного служения Отечеству. В России подвиги Александра Невского давно стали священным народным преданием.

Мало что известно об облике Александра Ярославича. Однако в летописи «Повесть о житии Александра Невского», написанной в период 1263-1281 г.г., сразу после смерти князя, перечисляются его необыкновенные качества и дарования: «И красив он был, как никто другой, и голос его как труба в народе…Сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же-как у царя римского Веспасиана… Так же и князь Александр-побеждал, но был непобедим».

Александр Невский. Житие.

«Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели одну цель: сохранения православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром« (Г.В. Вернадский)

Александр Невский и его родословная

Секрет незаурядных качеств Александра Невского следует искать в его родословной. Александр происходил из княжеской династии Рюриковичей, правившей Русским государством 735 лет.

Ближайшие предки Александра Невского были великими правителями и отличались благочестивой жизнью: Креститель Руси Владимир Святой, при котором Русь становится крупнейшим христианским государством в Европе; Ярослав Мудрый, при котором столицей Руси стал Киев; Владимир Мономах, украшенный добродетелями и славными победами; Юрий Долгорукий-основатель Москвы; Всеволод Большое Гнездо, окончательно закрепивший первенство Северо-Восточной Руси.

Александр Невский и первые годы его жизни

Отец Александра князь Ярослав Всеволодович, сын Всеволода III Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, получил во владение один из главных городов северо-восточной Руси, второй по значению город Владимирского княжества — Переславль-Залесский.

Здесь 30 мая (12 июня н.ст.) 1220 года (по другой версии-в 1221 году) и родился будущий победитель шведов и ливонских рыцарей князь Александр Невский. Александр был в семье вторым сыном, а старшим был Фёдор (р.1219). Мало что известно о первых годах жизни князя Александра Ярославича. Вероятно, он воспитывался, как и все юные княжичи Древней Руси. Сначала их воспитывали кормилицы и няньки, а в три-четыре года их поручали присмотру мужчин.

Этому предшествовал обряд «княжеского пострига». Во время обряда мальчику подстригали волосы и вручали первое оружие, после чего он переходил на мужскую половину терема отца. Обряд «княжеского пострига» был совершен над Александром в 1223 г. в Спасо-Преображенском соборе г. Переславля-Залесского епископом Симоном.

После «пострига» княжеских сыновей учили грамоте, воинскому делу и другим наукам, в том числе искусству управления.

Главными книгами, по которым учился Александр Невский, были Библия и «Поучение детям» князя Владимира Мономаха. Александр твёрдо запомнил заветы, которые давал Владимир Мономах своим детям. Главный завет: «Храните страх Божий и веру христианскую». Второй завет: «Будьте милостивы к своему народу, защищайте свой народ».

Новгород Великий и становление характера Александра

В XIII веке Великий Новгород был одним из самых благоустроенных и просвещённых городов Европы. Он находился на перекрёстке торговых путей. Когда-то вдоль этих берегов проходил знаменитый путь «из варяг в греки».

Ярослав Мудрый в благодарность за поддержку дал Новгороду особые привилегии, которых не было у других княжеств: город освобождался от ежегодной дани Киеву, сам выбирал себе князя, получил права самоуправления и собственного суда.

Верховной властью в Новгородской республике было народное вече. Новгородцы гордились своей демократией и оберегали её. Князьям было трудно подстраиваться к новгородским порядкам.

В 1228 году князем в Новгороде был отец Александра Ярослав Всеволодович. Он привёз туда двух своих сыновей-Фёдора и Александра. Здесь, в Новгороде, Александр прошёл первую школу политической мудрости. Однако, не поладив со строптивыми новгородцами, князь Ярослав уехал в свой удельный город Переславль, а сыновей оставил в Новгороде под присмотром приближённых. В Новгороде тут же начались сильные беспорядки. Видя это, приближённые княжичей ночью тайком убежали с Фёдором и Александром к их отцу в Переславль-Залесский.

Через два года вече снова стало просить Ярослава Всеволодовича возвратиться в Новгород.

В 1230 году Ярослав приехал в Новгород и снова оставил там наместниками сыновей Фёдора и Александра. В это время в Новгороде свирепствовал голод и мор, которые усиливались внутренними беспорядками, убийствами и грабежами. Весь гражданский порядок рухнул. Власти пытались остановить злодейства казнями, но они не прекращались. Юные князья Фёдор и Александр были свидетелями этих ужасных народных бедствий, которые воспитали в них серьёзный взгляд на жизнь.

Первые годы жизни в Новгороде Александр, конечно, не мог сам управлять народом. За него это делал отец и новгородские бояре. С одной стороны, Александр зависел от непреклонной воли отца, стремившегося к прочной княжеской власти в Новгороде, а с другой стороны, от воли свободолюбивых новгородцев, стремящихся отстоять свою независимость. Но он сумел так мудро поставить себя, что и отец оставался им доволен, и новгородцы не восставали против его распоряжений.

В продолжение первых лет правления в Новгороде сформировался цельный характер Александра, заслуживший впоследствии уважение современников и историческую славу. Александр Невский имел свободолюбивый и энергичный новгородский характер. Но жизнь в неспокойном Новгороде сделала его осторожным и осмотрительным, приучила к самообладанию и серьёзному обдумыванию своих действий.

В 1233 году неожиданно перед свадьбой скончался старший брат Александра — Фёдор.

В 1236 году отец Александра князь Ярослав Всеволодович вступил на Киевский престол, а Александр сделался князем-наместником Новгородским, а также князем Дмитровским и Тверским.

Так началась его трудная и славная деятельность на благо Руси. А Русь находилась в то время в таком трудном положении, что стоял вопрос о самом её существовании. Она оказалась между захватчиками, которые осаждали её с Востока и с Запада.

Нашествие с Востока

В конце 1237 года несметные полчища монголов под предводительством правителя Батыя, покорив попутно башкир, мордву и половцев, вторглись в русские земли. Князья, занятые междоусобицами, не ожидали таких событий. Несмотря на отчаянное сопротивление, русские княжества гибли одно за другим. Завоеватели испепелили все основные центры цивилизации северо-восточной Руси: Рязань, Муром, Тверь, Торжок и сотни других городов с их областями. Батыево войско не дошло до Новгорода всего ста километров, повернув на юг.

В 1240 году нашествие повторилось — Батый напал на Киевское, Черниговское, Галицкое и Волынское княжества. После его нашествия вся Русь стала похожа на одно огромное пепелище, усеянное человеческими костями. Жители стёртых с лица земли городов были перебиты или угнаны в рабство. В столице Руси Киеве из десяти тысяч домов осталось всего двести.

В культурном отношении Русь была отброшена назад на несколько веков. Прекратилось каменное строительство, исчезли десятки видов ремёсел и искусств. Погибло большинство рукописей.

Почти на два с половиной века наши предки утратили национальную независимость. Русь превратилась в один из улусов (уделов, областей) монгольской империи.

С этого времени Русь вступила в длительный период, получивший название «монголо-татарского ига». Русь должна была регулярно выплачивать монголам дань и чрезвычайные подати. Князья, сохраняя значительную самостоятельность и порядок наследования, обязаны были подтверждать свои права на княжение и, если потребуется, исполнять приказы монгольского хана. В ответ на неповиновение монголы высылали карательные экспедиции. Кроме того, они стремились поддерживать распри между князьями, чтобы не допустить усиления Руси.

Русь первой в Европе приняла на себя удар монголов. Если бы она не оказала такого упорного сопротивления, монголы завоевали бы всю Европу.

В 1243 году отец Александра Невского — владимирский князь Ярослав Всеволодович первым из всех русских князей отправился к Батыю, чтобы получить ярлык на великое княжение.

Завоевание крестоносцами русских земель

В 1237 году по инициативе императора Священной Римской империи Фридриха II Тевтонский орден и Орден меченосцев объединились в Ливонский орден. После объединения двух рыцарских орденов Римский папа Григорий IX благословил очередной Северный Крестовый поход, обещая всем участникам похода оставление грехов.

В июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр Ливонского ордена Герман фон Балк договорились о разделе Истляндии (северной части Прибалтики) и начале совместных военных действий против русских земель с участием шведских наёмников. Шведы уже давно совершали опустошительные набеги на побережье Финского залива. Кроме шведских рыцарей в походе участвовали норвежцы и финны. Скандинавское войско возглавлял шведский ярл (глава шведского правительства) и зять шведского короля Эрика Шепелявого — Биргер Магнуссон.

Снарядились в поход и епископы, собираясь крестить в латинскую веру язычников новгородской земли и русских «схизматиков» (раскольников). Главной целью захвата был Новгород. Именно в это время новым Новгородским князем стал второй сын великого Владимирского князя Ярослава Всеволодовича — Александр Невский.

Александр Невский — начало княжения

Ещё в 1239 году князь Александр начал строить крепости на западных границах Новгородской земли — знал, что недолго продлится мир с западными соседями. Помощи ждать было неоткуда, поэтому он начал набирать храбрую дружину и обучать её воинскому искусству.

Прекрасно понимая сложившуюся ситуацию, молодой новгородский князь пошёл на сближение с другими русскими князьями и уже в начале 1239 года заключил брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Васильковича Александрой. Этот брачный союз носил политический характер, поскольку в лице полоцкого князя Александр приобрел верного военного союзника в борьбе с ливонской угрозой. Более того, свадьбу Александр Ярославич сыграл в пограничном городе Торопце, где сумел примирить своего тестя и смоленского князя Всеволода Мстиславича. Это усилило мощь русской группировки, которая готовилась к противостоянию Ливонскому ордену. Однако подготовка к войне с Ливонским орденом была неожиданно прервана новым нашествием шведов и их союзников-финнов на Новгородскую Русь.

Летом 1240 года множество шведских кораблей вошло в Неву и остановилось в устье реки Ижоры, рассчитывая пройти Ладожским озером и Волховом и захватить Новгород и всю область новгородскую («Летописная повесть о житии Александра Невского»).

«Приидоша свеи в силе велице» (Пришли шведы в великой силе), и девятнадцатилетний Александр оказался один на один с многочисленным и сильным врагом. Узнав о том, что шведы и их союзники пришли на Неву, он вышел на них «в мале дружине» (с малочисленной дружиной). То есть, не дожидаясь сбора новгородского ополчения, он решил опередить неприятеля и неожиданно ударить по нему. Именно в этом был замысел Александра Невского.

Цель его состояла в том, чтобы не допустить шведов к Ладоге, внезапно напасть на их полевой лагерь в устье реки Ижоры и разгромить их. Биргер отправил к Александру своих послов со словами: «Выходи против меня, если можешь сопротивляться! Я уже здесь и беру в плен землю твою». Получив шведский ультиматум, князь Александр велел своим воинам быть готовыми к походу и вошёл в Софийский собор. Упав на колени перед алтарём, он начал горячо молиться.

В тот день на его плечи была возложена ответственность не только за судьбу Великого Новгорода, но и за остаток Руси, не растоптанный батыевыми ордами.

Вместе с князем молил Бога о помощи и святитель новгородский Спиридон, окружённый плачущим народом. Получив благословение у архиепископа Спиридона, князь Александр обратился ко своей немногочисленной дружине с историческими словами: «Не в силе Бог, но в правде!… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!».

После чего воодушевлённые новгородцы выступили навстречу врагу. Судя по летописным источникам, в составе войска князя Александра было пять полков, а также ладожские ополченцы.

Невская битва

Битва, которая обессмертила имя князя Александра, произошла на берегу реки Ижоры 15 июля (28 июля н.ст.) 1240 года. Князь Александр Ярославич, стремительным маршем преодолев 50 км, скрытно вывел своё немногочисленное войско к шведскому лагерю. Все его действия были смелыми, быстрыми и хорошо продуманными.

Между тем шведы не ожидали быстрого ответа на ультиматум и не думали, что новгородцы у них за плечами. Они недооценили воинский гений молодого русского князя. Около 11 часов утра, когда туман с восходом солнца рассеялся, князь Александр «как Божья гроза» устремился с дружиной на шведов.

Русские полки ударили с трёх сторон: вдоль берегов Невы, Ижоры и в центр вражеского лагеря. Пикировка продолжалась пока русские копейщики во главе с князем Александром не смяли шведский лицевой (передовой) строй и не обратили неприятеля в постыдное бегство. Причём в ходе наступления новгородцы захватили и потопили несколько шведских королей, разгромили базовый лагерь шведов, уничтожили там златоверхий шатёр самого Биргера и епископа.

Бой длился до вечера. Внезапная атака принесла русским блистательную победу. Побросав раненых и убитых, завоеватели с позором отступили. («Первая Новгородская летопись»).

О численности войск, принимавших участие в Невской битве, можно судить только по косвенным данным, которые содержатся в синодальном списке «Первой Новгородской летописи». Из этого документа становится понятно, что шведское войско потеряло ранеными и убитыми «многое множество», а новгородское войско потеряло около двадцати человек.

Незначительный масштаб Невской битвы не снижает судьбоносного значения этого сражения в истории древней Руси, поскольку, одержав блестящую победу над шведами, Александр Невский:

-сохранил выход в Балтийское море;

-остановил продвижение шведов на Ладогу и Новгород;

-предупредил опасность скоординированных действия Швеции и Ливонского ордена на территории Новгородской Руси.

Поэтому, безусловно, Невская битва была и остаётся одной из славных и важных страниц истории Древней Руси. Одержав победу, князь с войском возвратились в Новгород. Весь народ вышел навстречу победителю, но Александр прежде всего поспешил в Софийский собор, чтобы воздать благодарение Богу.

Благодарный народ за победу при реке Неве наградил Александра славным именем «Невский», с которым он и вошёл в историю.

Ссора с новгородцами и новая опасность

После победоносного возвращения Александра Невского в Новгород он попытался побудить новгородскую «верхушку» занять более твёрдую позицию в отношении Ливонского ордена, который в то время вторгся в западные пределы Новгородской Руси. Однако новгородские бояре во главе с тамошоним посадником Степаном Твердиславичем не поддержали юного князя. Поэтому зимой 1240 года, не выдержав раздоров с новгородскими боярами, Александр Невский выехал из Новгорода к отцу в Переяславль-Залесский с матерью, женой и со всем своим двором.

Между тем уже в августе 1240 года Новгороду пришлось столкнуться с новой агрессией крестоносцев, возглавляемых вице-магистром Ливонского ордена бароном Андреасом фон Вельвеном и князем-изгоем Ярославом Владимировичем. Захватчики вторглись в пределы Новгородской земли и захватили Изборск, Псков и Копорье. Захватчики посадили там своих наместников и начали грабить и разорять коренные новгородские земли — Шелонскую пятину.

Тогда новгородский святитель Спиридон со многими боярами поспешили выехать во Владимир к великому князю Ярославу и упросил его отпустить на новгородское княжение Александра и «забыть все вины Новгорода».

В начале 1241 года Александр Невский вместе со своим княжеским двором срочно прибыл в Новгород. В это время немцы уже приблизились к Новгороду на расстояние около тридцати километров.

Князь Александр начал, как всегда, действовать стремительно, расчётливо и бесстрашно. Он быстро собрал войско, изгнал немцев из Шелонской пятины и пошёл походом на Копорье. Крепость Копорье имела большое стратегическое значение. Владея этой крепостью, немцы могли не только безнаказанно грабить Новгородские земли, но и фактически преграждали Новгороду выход в Финский залив. Это лишало Новгород всей балтийской торговли — главного источника богатства многих новгородских купцов и бояр. Александр Невский разбил немцев и освободил Копорье.

В марте 1242 года Александр Невский отправился освобождать Псков. К новгородской дружине присоединилась суздальская, возглавляемая братом Александра князем Андреем Ярославичем. Едва завидев новгородско-суздальское войско, псковичи открыли ворота Пскова князю Александру.

После этого Александр вступил во владения Ливонского ордена и пошёл походом на Дерпт (Тарту). Однако, когда сторожевой отряд новгородских ополченцев, шедший в авангарде основных войск, был разбит крестоносцами под Дерптом, Александр Невский резко отступил к Чудскому озеру и стал дожидаться крестоносцев именно здесь — на апрельском подтаявшем льду Чудского озера. Этот блестящий стратегический замысел новгородского князя во многом и предопределил успех знаменитого Ледового побоища.

Ледовое побоище

5 апреля 1242 года на льду Чудского озера Александр Невский одержал блестящую победу, вошедшую во все учебники военного искусства.

Весной 1242 года основные силы немцев и русских сошлись в решающей битве у Вороньего камня на берегу протока Узмень, соединяющего Чудское и Псковское озёра. В летописных и житийных свидетельствах об этом сражении отсутствует какая-либо информация и о количестве, и о расстановке русских и неприятельских войск, и о реальных замыслах Александра Невского. Подробности Ледового побоища содержатся в так называемой «Старшей ливонской рифмованной хронике», созданной в конце XIII века.

Можно предположить, что накануне Ледового побоища в составе русского войска было, как минимум, три конных полка, состоявших из суздальцев, новгородцев и псковичан. А также был пеший отряд лучников, принявший на себя первый удар во время этого сражения.

Что касается немецкого войска, то его костяк составляли пять полков (шеренг) тяжеловооружённых рыцарей-крестоносцев, построенных в виде своеобразного клина или «железной свиньи», остриё и стороны которого составляла закованная в броню конница.

Клин разбивал строй противника, а находившиеся внутри него пешие воины завершали разгром. За годы войны в Прибалтике немецкие рыцари убедились в эффективности такого боевого построения.

Вторая часть немецкого войска состояла из четырех значительно более крупных шеренг, включавших в себя не только конных рыцарей-крестоносцев, но и кнехтов-пехотинцев. Однако как развивалось Ледовое побоище можно только предполагать, так как известен только его переломный этап.

По утверждению «Ливонской рифмованной хроники» когда братья-крестоносцы одолели передовой отряд новгородских лучников, они ввязались в бой с центральным полком конных копейщиков и перешли в рукопашную схватку с применением мечей. В это самое время два других русских полка ударили по флангам рыцарской «свиньи», рассеяли пехотинцев-кнехтов и взяли крестоносцев в «клещи». Окружённые крестоносцы не смогли сохранить свой боевой строй и перестроиться для новых атак.

В результате чего, как гласит летописец: «…И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди — бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».

Осенью 1242 года, спустя полгода после окончания Ледового побоища, ливонцы с «великим поклоном» просили Александра Невского принять своих послов, заявивших новгородскому князю, что они ненароком зашли на новгородские земли, завоевали русские города, и теперь осознали свою ошибку и отступают.

В результате между Новгородом и Ливонским орденом был подписан мирный договор, соблюдавшийся на протяжении почти 11 лет вплоть до 1253 года.

Победа в Ледовом побоище оценена современниками как важнейшая, положившая предел западной латинской агрессии. В результате этой битвы Ливонский орден прекратил своё наступление в сторону Пскова и Новгорода до конца своего существования в XVI веке.

Сражение на реке Омовже (Эмайыге). Наука побеждать

Как удалось молодому полководцу победить опытную немецкую рать?

В 1234 году отец Александра Ярослав Всеволодович выступил навстречу немецким рыцарям, которые под предлогом защиты католичества по призыву папы Римского Георгия IX отправились на захват новых земель.

Немецкие рыцари пошли по южному берегу Балтийского моря, прошли всю Прибалтику, захватили южную Пруссию и вышли к Новгородским и Псковским землям. Большая часть Руси в это время была уже под властью монголов. По мнению крестоносцев, Новгородское и Псковское княжества не могли себя защитить и должны были стать лёгкой добычей.

Для защиты псковских и новгородских земель жители призвали князя Ярослава Всеволодовича. В опасный поход он взял с собой четырнадцатилетнего сына Александра, как будущего правителя и защитника. Александр был ещё подростком, но участвовал в битве наравне со взрослыми и учился у отца тактике боя.

Князь Ярослав Всеволодович выманил противника на лёд реки Омовжи и утомил в затяжном поединке. Затем фланговыми ударами уничтожил немецкую «свинью» и вынудил крестоносцев бежать с поля боя. Во время бегства рыцарей лёд треснул и несколько рыцарей ушли под воду. Так впервые Александр познал вкус победы и науку побеждать. Впоследствии этот опыт Александр Невский в полной мере использовал в Ледовом побоище.

Выбор веры

Не сумев подчинить русские земли силой, Запад решил предложить Александру военно-политический союз в обмен на отказ от православия. Летом 1248 года папа Римский Иннокентий IV написал Александру Невскому два послания. Оба послания были доставлены папскими легатами в Новгород из Лиона, где тогда размещалась резиденция Иннокентия IV.

В одном из них Иннокентий IV прямо призвал русского князя признать Римскую Церковь и повиноваться её Папе, а также призвать к повиновению Римской Церкви своих подданных. Кроме этого, папа Римский обещал князю Александру помощь от Тевтонского ордена и от себя лично, якобы для защиты христиан от монгольских завоевателей. В действительности, за обещаниями Папы стояло желание подчинить православных Римскому Престолу через церковную унию с католиками.

Во втором послании сообщалось, что якобы отец Александра князь Ярослав незадолго до своей кончины в Орде согласился принять католичество. Александр Невский стоял перед сложнейшим выбором, но остался непреклонен. В житии святого князя сказано, что его ответ Папе был жёстким и однозначным: «От вас учения не примем». Значение этого ответа переоценить невозможно-в этот момент произошло второе Крещение Руси.

Выбор веры князем Александром говорит о том, что в тяжёлое для Руси время у истоков русской государственности стоял святой князь.

Смерть отца и передача власти

В 1249 году скончался отец Александра — Ярослав Всеволодович. Умер он, возвращаясь из Орды, будучи отравленным по приказу Батыя. Его тело было доставлено во Владимир, куда поспешил и Александр Невский, чтобы проститься с отцом. Тогда он ещё не знал, что его ждёт такая же участь.

После смерти великого князя Ярослава великокняжеский престол перешёл к брату покойного князя-Святославу Всеволодовичу. Новый великий князь раздал своим племянникам уделы. Александр Невский после смерти родителя по-прежнему остался удельным Новгородским князем. Однако, слава Александра Невского распространилась уже и по Европе, и по Азии. Тогда грозный правитель Орды Бату-хан (Батый) захотел увидеть славного героя.

Александр Невский и отношения с Ордой

За свою жизнь Александр Невский пять раз ездил в Орду для спасения русских людей от беды, рискуя собственной жизнью. Князю приходилось собирать с русских дань для Орды, часто применяя силу. Александр Невский был великолепный дипломат. Он имел выдержку, прекрасный аналитический ум, понимал что и как нужно сказать в той или иной ситуации, кому поклониться, кому что подарить. Ведь в Орде нельзя было допустить и малейшей ошибки, так как за ошибки расплачивались головой.

Князь подолгу жил в Орде, терпел лишения, смирялся, унижался. Конечно, это было очень тяжело. Однако своим унижением он спас Русь от полного уничтожения. Кроме того, Орда не претендовала на души подчинённых народов. Во всех покорённых землях монголы освобождали служителей Бога от дани. Эта веротерпимость позволила покорённым народам сохранить свою веру и Церковь.

Первая поездка в Орду

В 1249-1250 годах Александр и его брат Андрей совершили первую длительную поездку в Сарай-Бату и Каракорум (Монголия) по вызову Батыя и великой ханши Огуль-Гамиш. Согласно летописному преданию в волжском Сарае Александр Невский увиделся с Батыем.

Батый принял князя с почётом и позже заявил своим вельможам: «Воистину мне сказали, что нет князя, подобного ему». В результате князь Александр получил ярлык на «Киев и всю Русскую землю» с Новгородом, но без Владимиро-Суздальского княжества, где великим князем был объявлен Андрей Ярославич.

Во времена Александра Невского поездка в монгольские степи продолжалась четыре-пять месяцев. Из Владимира до Сарая было 1200 км, а до Каракарума почти пять с половиной тысяч. Каждый русский князь обязательно должен был вести с собой многочисленные подарки для хана, его жён и приближенных. Без драгоценностей, денег и мехов ни одного вопроса в Орде решить было нельзя. Кроме этого необходимо было иметь большой запас продовольствия, так как дорога часто проходила через безлюдные равнины, летнюю и зимнюю одежду и обязательно лук и чеснок от цинги.

После рязанских земель путь русских караванов проходил под контролем ордынцев через «ямы», так назывались постоялые дворы со сменными лошадьми. Отсюда произошло слово «ямщик».

Увиденное в столице монгольской империи Каракоруме поразило князя Александра. Он увидел силу Азии, огромные людские ресурсы. Азия в те времена далеко опередила Европу в области военного искусства, вооружения и военной тактики. Никакого выбора быть не могло, ведь речь шла о сохранении остатков русского народа или их полном исчезновении.

В 1250 году братья Ярославичи вернулись из поездки в Орду. Но в разорённый монголами Киев Александр Невский не поехал, а вернулся в Новгород.

Вторая поездка в Орду

Во время первой поездки князей в Орду в 1249-1250 г.г. Батый присудил Владимирский престол князю Андрею. Однако Андрей вскоре восстановил против себя ордынцев, и в 1252 году монгольские полчища вторглись во Владимирские земли. Войско Андрея было разбито, а сам он бежал в Новгород.

В июне 1252 года Александр поспешил в Орду, чтобы договориться с ханом и предотвратить ужасы монгольского нашествия. Однако решение ханом было уже принято: сын Батыя Сартак выдал Александру «золотой ярлык» (ярлык, который не требовалось подтверждать каждые два года) на Владимирское великое княжение. Это назначение послужило к великому благу для Русской земли.

Переезд Киевского митрополичьего престола во Владимир

Осторожная и взвешенная политика Александра в отношениях с Ордой получила поддержку в лице Киевского митрополита Кирилла. Ближайший соратник самого могущественного князя южной Руси Даниила Галицкого не одобрял его политику открытого вооружённого противостояния Орде. Поэтому, вернувшись из Византии, митрополит Всея Руси поехал во Владимир к Александру, а не остался в Галиче или Киеве.

Переезд Киевского митрополита Кирилла во Владимир был одним из поворотных моментов русской истории. Здесь Кирилл стал ближайшим сподвижником Александра Невского в его государственном и духовном служении. Митрополит полностью поддержал политику князя в отношениях с Ордой, что позволило «сохранить православие, как нравственно-политическую силу русского народа» (Г.Вернадский).

Благодаря этому подвигу смирения перед Ордой удалось сохранить душу русского народа, что привело в дальнейшем к чуду возрождения Руси. Одним из главных подвигов митрополита стало не только возрождение церковной жизни в разорённых русских землях, но и учреждение православной епархии в столице Орды-Сарае.

Митрополит Кирилл был очень здравомыслящим церковным деятелем, который понял, что будущее не за Юго-Западной Русью, а за Северо-Востоком. Позиция Русской Церкви по отношению к монгольскому игу совпадала с позицией Александра Невского. Она состояла в том, что нужно терпеть, собирать силы и не «нарываться« на погромы. Главное-сохранить людей, сохранить страну.

Начало великого Владимирского княжения Александра

В августе 1252 года во Владимире состоялась встреча нового великого Владимирского князя Александра, возвращавшегося из Орды. Она была очень торжественной. Митрополит Кирилл со всем священством в окружении народа встретили его около Золотых ворот.

Началась тяжёлая повседневная служба великого княжения. Прежде всего, Александр Невский постарался восстановить порядок после разорения, нанесённого Владимиро-Суздальской земле последним монгольским нашествием Неврюя. После того, как люди вернулись в дома и снова начали трудиться, великий князь взялся за собирание земель.

Понимая, что Русь не может быть сильной, оставаясь раздробленной, Александр стал постепенно подчинять великому княжению удельные княжества. Большинство князей подчинилось Александру, но Новгород решил отстаивать свою вольность. После того, как Александр покинул Новгород, он оставил там наместником своего старшего сына Василия. Однако новгородцы с ним не поладили и выслали из города, а на княжение призвали брата Александра-Ярослава. Александр Невский не допустил такого самовольства.

Считая себя по-прежнему новгородским князем, он собрал дружину и пошёл к Новгороду. После нескольких дней переговоров новгородцы сдались на увещания Александра. Князь Александр вошёл в город, никого не наказав за смуту.

Новое усмирение шведов и финнов

В 1253 году великому князю снова пришлось собираться в военный поход. На этот раз шведы, собрав финское ополчение, пришли завоёвывать новгородские земли. Как только захватчикам стало известно, что к ним приближается Александр Невский, они немедленно повернули обратно. Однако Александр решил довести дело до конца, чтобы надолго отбить у шведов охоту вторгаться на русскую территорию. Поэтому он продолжил преследование противника. Зимний поход был чрезвычайно тяжёлым, но шведов догнали и разбили. Даже после смерти Александра Невского шведы долго не решались ступать на новгородские земли.

Третья поездка в Орду и усмирение Новгорода

В 1257 году Александр Невский совершил третью поездку в Сарай-Бату к новому хану Улагчи. На этот раз ханом было принято решение о поголовной переписи населения всех русских земель для учёта дани, которую Русь должна была ежегодно платить Орде.

В 1258 году известие о переписи населения достигло Новгорода. Новгородцы, возглавляемые воеводой Александром, взбунтовались против местных бояр. К бунтовщикам присоединился и князь Василий Ярославич. Новгородские бояре призвали на помощь великого князя Александра. Великий князь прибыл в Новгород с войском, подавил бунт и казнил зачинщиков. Князь Василий бежал в Псков, но затем вернулся. Отец простил его, но навсегда лишил Василия возможности заниматься государственной деятельностью.

Четвертая поездка в Орду

Зимой 1258 года в четвёртый раз Александр Невский поехал в Орду вместе с Андреем Ярославичем и князьями Борисом Васильковичем Ростовским и Ярославом Ярославичем Тверским. Цель поездки-уговорить хана отказаться от переписи населения не была достигнута. Зимой

1259 года татарские чиновники Беркай и Касачик провели перепись населения в Новгороде. И снова князю Александру с дружиной пришлось усмирять волнующееся население и помогать переписчикам.

Союзный договор с Литвой

В 1262 году в Новгороде был заключен мирный союзный договор с Литовским государством. В переговорах участвовали князь литовский Миндовг и Александр Невский. Союз был заключен против агрессии Ливонского ордена.

Пятая поездка в Орду и кончина Александра Невского

Последняя поездка Александра Невского в Орду была в 1262-1263 годах. Тогда над русскими княжествами нависла новая смертельная опасность-правитель Орды Берке решил забрать в свою армию последних русских воинов для участия в междоусобной монгольской войне. Это было обычной практикой азиатских завоевателей.

Принудительная мобилизация остатков мужского населения означала бы для Руси демографическую катастрофу. Неизвестно, что говорил Александр Невский могущественному князю Берке, но спасти людей ему удалось и на этот раз. Они были освобождены от участия в монгольской междоусобице.

Однако самому князю это стоило жизни — он был отравлен в Орде и скончался по дороге домой в Фёдоровском монастыре города Городца 14 ноября 1263 года. Перед смертью Александр Невский успел принять схиму с именем Алексий.

Стольный град Владимир ждал своего любимого князя с добрыми вестями, но не дождался. Выйдя к народу, чтобы объявить о смерти Александра Невского, митрополит Кирилл долго молчал, а потом, рыдая, произнёс исторические слова: «Дети мои милые, закатилось солнце Земли Русской!». Ответом ему были рыдания народа: «Уже погибаем!». Русь потеряла своего наилучшего защитника. Ему же слава, и честь и память во веки!

Прославление и почитание святого благоверного князя Александра Невского

В настоящее время Православная Церковь празднует память святого благоверного великого князя Александра Невского 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября по новому стилю).

23 ноября (6 декабря н.ст.) 1263 тело князя Александра было погребено в церкви Рождества Богородицы Рождественского монастыря города Владимира. В этот день Православная Церковь вспоминает преславное преставление святого благоверного великого князя Александра Невского.

Почитание великого князя Александра Невского, как местночтимого святого, началось практически сразу после его погребения. Митрополит Кирилл возвестил народу о чуде, произошедшем при погребении,- князь Александр сам взял разрешительную грамоту из рук митрополита. После этого многие стали обращаться к князю Александру за помощью, как к святому.

В канун Куликовской битвы, в ночь на 8 сентября 1380 года, пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы города Владимира было чудесное явление святого Александра Невского, вставшего из гроба и выступившего на помощь своему правнуку Дмитрию Донскому в битве против Мамая.

После этого чуда в 1381 году состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Мощи после 117 лет пребывания в земле были обретены нетленными и положены в раке в Рождественском монастыре города Владимира. С тех пор Александра Невского стали называть «блаженным». Святому было установлено церковное празднование, появились первые иконы и написан канон.

Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве 1-2 февраля 1547 года, на основании исследований творимых чудес, причислил князя Александра Невского к лику общерусских святых. Тогда же было написано и первое каноническое житие святого князя Александра Невского.

В Архангельском соборе Московского Кремля на одном из столпов находится фреска с изображением святого благоверного князя Александра Невского, хотя захоронения Александра Невского в Архангельском соборе никогда не было.

11 августа 1723 года по приказу Петра I святые мощи князя были вывезены из Владимира к тем берегам, где Александр Невский одержал свою первую победу над шведами.

30 августа 1724 года Пётр I лично доставил мощи Александра Невского в Санкт-Петербург.

От Шлиссельбурга их везли на галере, которой управлял сам государь, а высшие сановники сидели на вёслах. У Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря святые мощи были встречены духовенством, войсками и народом и перенесены в церковь под колокольный звон и пушечную пальбу. По замыслу Петра это торжество символизировало преемственность его победы над шведами в исторической борьбе России за свободный выход России к Балтийскому морю. С этого момента Александр Невский стал небесным покровителем Санкт-Петербурга наряду со святыми апостолами Петром и Павлом.

Петр I приказал перенести день празднования памяти князя Александра с 23 ноября (день его погребения во Владимире в 1263 году) на 30 августа (дата подписания мирного договора со шведами в Ништадте в 1721 году).

При императрице Елизавете Петровне для мощей святого благоверного великого князя Александра Невского была сделана уникальная серебряная рака весом около полутора тонн.

В 1922 году безбожные власти раку вскрыли, а мощи Александра Невского конфисковали и отдали в Музей религии и атеизма, находившегося в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В Александро-Невскую Лавру они вернулись только в 1989 году. Серебряную раку удалось спасти от уничтожения исключительно благодаря протестам директора Государственного Эрмитажа Сергея Тройницкого и его единомышленников. Они сумели предотвратить её переплавку и продажу за границу. Так она сохранилась до наших дней и находится в Государственном Эрмитаже.

Потомки Александра Невского

В 1239 году, будучи девятнадцати лет от роду, что по тем временам было уже возрастом зрелого во всех отношениях мужа, князь Александр женился на дочери полоцкого князя Александре Брячиславне. Бракосочетание совершилось в храме святого Георгия в г. Торопце с продолжением свадебного пира в Новгороде.

В 1240 году у них родился первый сын Василий.

Первый брак князя продолжался двенадцать лет-в 1251 году княгиня Александра скончалась. Через год, осенью 1252 года Александр Невский женился на рязанской княжне Дарье Изяславне (в монашестве Вассе).

В 1253 году у князя Александра родился второй сын Дмитрий, который впоследствии станет князем Переяславским, Новгородским и великим князем Владимирским.

В 1255 году во Владимире родился третий сын Александра Андрей-будущий князь Городецкий и Нижегородский.

В 1261 году во Владимире родился четвёртый младший сын Даниил (Даниил Московский), будущий князь Московский, родоначальник московских великих князей, отец Юрия II и Ивана I Калиты, прадед Дмитрия Донского.

Молитвы святому благоверному князю Александру Невскому

Тропарь, глас 4

Я́ко благочести́ваго ко́рене/ пречестна́я о́трасль был еси́, блаже́нне Алекса́ндре,/ яви́ бо тя Христо́с я́ко не́кое Боже́ственное сокро́вище Росси́йстей земли́,/ но́ваго чудотво́рца пресла́вна и Богоприя́тна./ И днесь соше́дшеся в па́мять твою́ ве́рою и любо́вию,/ во псалме́х и пе́ниих ра́дующеся сла́вим Го́спода,/ да́вшаго тебе́ благода́ть исцеле́ний./ Его́же моли́ спасти́ град сей,/ и держа́ве Росси́йстей Богоуго́дней бы́ти,// и сыново́м Росси́йским спасти́ся.

Кондак, глас

Я́ко звезду́ тя пресве́тлу почита́ем,/ от восто́ка возсия́вшую, и на за́пад прише́дшую,/ всю бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогаща́еши,/ и просвеща́еши ве́рою чту́щия па́мять твою́, Алекса́ндре блаже́нне./ Сего́ ра́ди днесь пра́зднуем твое́ успе́ние, лю́дие твои́ су́щии,/ моли́ спасти́ Оте́чество твое́, и вся притека́ющия к ра́це моще́й твои́х,/ и ве́рно вопию́щия ти́:// ра́дуйся, гра́ду на́шему утвержде́ние.

Молитва

Ско́рый помо́щниче всех усе́рдно к тебе́ прибеога́ющих и те́плый наш пред Го́сподем предста́телю, святы́й благове́рный кня́же Алекса́ндре! При́зри ми́лостивно на ны, недосто́йныя, мно́гими беззако́нии непотре́бны себе́ сотво́ршия, к ра́це моще́й твои́х (или:ико́не твое́й) ны́не притека́ющия и из глубины́ се́рдца к тебе́ взыва́ющия: ты в житии́ свое́м ревни́тель и защи́тник Правосла́вныя ве́ры был еси́, и нас в ней те́плыми твои́ми моли́твами непоколеби́мы утверди́. Ты вели́кое возло́женное на тя служе́ние тща́тельно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́йже призва́н есть, наста́ви. Ты, победи́в полки́ супоста́тов, от преде́лов Росси́йских отгна́л еси́, и на нас ополча́ющихся всех ви́димых и неви́димых враго́в низложи́. Ты, оста́вив тле́нный вене́ц ца́рства земна́го, избра́л еси́ безмо́лвное житие́, и ны́не пра́ведно венце́м нетле́нным уве́нчанный, на Небесе́х ца́рствуеши, исхода́тайствуй и нам, смире́нно мо́лим тя, житие́ ти́хое и безмяте́жное и к Ве́чному Ца́рствию ше́ствие неукло́нное твои́м предста́тельством устро́й нам. Предстоя́ же со все́ми святы́ми Престо́лу Бо́жию, моли́ся о всех правосла́вных христиа́нах, да сохрани́т их Госпо́дь Бог Свое́ю благода́тию в ми́ре, здра́вии, долгоде́нствии и вся́ком благополу́чии в до́лжайшая ле́та, да и при́сно сла́вим и благослови́м Бо́га, в Тро́ице Святе́й сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

По материалам сайта «Не хлебом единым…»