Беседа в праздник Воздвижения Креста Господня.

Самым прекрасным древом в Раю было Древо Жизни. По словам преподобного Ефрема Сирина, «Благословенное Древо Жизни по лучезарности своей есть солнце Рая. Светоносны листья его, на них отпечатаны духовные красоты сада. Прочие древа, по веянию ветров, преклоняются, как бы поклоняясь сему царю дерев».

«Крест – красота Церкве», – поется в светильне Кресту. «Но разве в сиянии славы Своей был распят Сын Человеческий?» – спросите вы. Но не сияет ли Крест Господень самым прекрасным из всего, что есть на земле и на Небе – бесконечной Любовью Божией?

Приоткрыть детям тайну этой великой Любви стараюсь в беседе перед Воздвижением. Беседу эту можно разделить на четыре части. Сначала говорим о сотворении, райском блаженстве и грехопадении, потом – о значении Креста Господня, о самом событии Воздвижения.

И, наконец, о кресте в нашей жизни. Показываю деткам икону Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Говорим о вечности. «Кто был, когда не было Неба и земли, когда не было Ангелов?» Все, даже самые маленькие детки знают: «Бог». Проговариваем: «Отец, Сын и Святой Дух».

Рассказываю о Предвечном Совете: «И спросил Отец Сына: «Если человек, которого Мы сотворим, не послушается Нас, согласен ли Ты стать человеком, родиться на грешной земле, пострадать и умереть на кресте?» Что ответил Сын?»

В наступившей тиши детки смотрят во все глаза. И находится кто-то, кто, кивая, говорит: «Да». И если их спросить, почему так ответил Сын, они скажут, потому что Он послушен Отцу. А еще почему? «Потому что Он нас любит».

Вспоминаем: «Для кого Господь сотворил этот мир?» Малыши могут крикнуть: «Для меня». Дошкольники постарше говорят: «Для нас». «Для людей». «Для человека». «Для Адама». – «Кто был самым прекрасным из живущих на земле?» – «Адам».

– «А какое было самое красивое и самое главное место в прекрасном Божьем мире?» – «Рай». – «Хорошо было там Адаму?» Детские лица освещаются улыбками: «Да!» «Еще как!» – «А в чем было его блаженство? Любовался природой? Слушал райских птиц? Ел удивительные фрукты?»

Детки сразу кивают и мотают головами, понимают – не только. Они знают и про сияющую царскую одежду благодати, в которую были облечены первозданные люди, и про послушание им зверей и птиц. И про то, что они видели Ангелов.

– «А какое самое большое счастье было у Адама в Раю?» Обязательно найдется ответивший правильно: «Общение с Богом». Да, лучше и прекраснее этого нет ничего ни на земле, ни на Небе. Здесь сделаю небольшое отступление.

Недавно беседовала с одним серьезным семнадцатилетним выпускником, который посещал занятия воскресной школы. И юноша поделился со мной недоумением: «Почему Господь допустил непослушание Адама? Почему он не сделал так, чтобы человек не смог согрешить?»

А мог ли быть счастлив Адам в Раю, если бы у него не было выбора? «Как был сотворен человек?» На последний вопрос юноша ответил: «По образу и подобию Божию». И понял, что без свободы, без права выбора человек уже не был бы человеком. Удивительное дело!

Чем послушнее человек Богу, тем свободнее он. «Адам мог научиться любить Бога без послушания?» Любой ребенок скажет: «Нет!» Православный ребенок знает, что послушание требует жертвы. А без жертвы любви не бывает. Рассказываю детям о Древе Жизни в Раю.

«А какое еще было там особенное древо?» Вспоминают: «Древо познания добра и зла». Детки помнят, как человек не послушался Бога. И еще лучше помнят, что открылось первозданным, когда они съели запретный плод. Что они наги! Дети говорят: «Голые».

Они лишились света Божественной благодати. И – были изгнаны. «А что было бы, если бы человек, после того, как не послушался Бога, съел плод бессмертия с Древа Жизни? Он стал бы жить вечно, как…» Детки понимают: как бессмертные демоны, никогда не имеющие покоя.

Но благость наказания Божия – тема отдельной беседы. А пока мы с детьми сидим с плачущим Адамом у Рая затворенного и видим огненного Херувима, охраняющего вход с пламенным мечом. «Долго был закрыт Рай?» Рассказываю детям, что пять с половиной тысячелетий души всех людей – и грешников, и праведников, шли в ад.

«Мог ли кто-то из живущих на земле из людей открыть Рай?» Дети помнят про Херувима: «Нет!» Помню много лет назад спросила трехлетнего Андрюшу: «Почему Адам лишился Рая?» – «Не послушался Бога». – «А что должен был сделать Божий Сын?» Малыш, не задумываясь, ответил: «Послушаться».

И тогда впервые открылось, Крест Господень – это послушание Отцу – до смерти. – «Как Господь наш Иисус Христос открыл Рай?» Дети знают: «Крестом». Они понимают, что Сын Божий стал человеком, чтобы нас спасти. – «От чего?»

– «От грехов!» Единый – единственный безгрешный на земле человек взял на Себя грехи всех людей и пригвоздил ко Кресту. И – умер на Кресте в страшных мучениях. Почему же тогда мы почитаем Крест? Почему воспеваем песнопения, прославляющие его? Почему называем Крест красотой Церкви и славой Ангелов?

И это тоже деткам легко понять. Особенно тем, кто бывает в храме по субботам вечером на Всенощном Воскресном бдении и поет: «Се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши».

«Для нас Крест и Воскресение неразделимы, – пишет архимандрит Рафаил (Карелин). – Не смерть на Кресте победила Спасителя, а Христос через Крест победил смерть. Крест – это та единственная сила, которая соединяет землю с Небом… Перед крестными страданиями Господь сказал: «Ныне прославится Сын человеческий».

Крест – Его слава, Крест – вечное сияние Его любви». Можно сказать и о том, какие слова были написаны на Кресте Спасителя: «Иисус Назорей – царь Иудейский». И рассказать деткам постарше, что слово «иудей» буквально переводится с еврейского: «славный». Царь иудейский – значит Царь Славы.

Вот она – красота Церкви. Слава жертвенной Любви. Огромность этой Любви открывается нам в Крестных страданиях. «Помните, что сказал Господь, когда Его прибивали, а вокруг все смеялись и улюлюкали?» Есть дети, которые помнят: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».

Так мало было людей у Креста, которые сострадали Спасителю. Матерь Божия, любимый ученик, мироносицы, а потом – благоразумный разбойник и римский сотник. «Но еще кто сострадал Ему?» Смотрим на икону, где Распятого Христа укрывают своими крыльями Ангелы.

Учимся сострадать у природы. «Что произошло с солнцем, когда Господь страдал на Кресте?» Дети знают: «Оно померкло, потому что не могло смотреть, как страдает его Творец». «А с землей?» Отвечают: «Она сотрясалась». Кто-то добавляет: «От рыданий».

«Вечные муки и боль Вселенной собрались в единую чашу, эту чашу черного пламени выпила до дна душа Богочеловека, – пишет архимандрит Рафаил. – В Его Кресте соединены воедино все кресты, все мучения земли и ада, от праотцев человечества до тех, кто увидит воочию Его Второе Пришествие».

На вопрос, куда попали капли крови Спасителя, отвечают сразу несколько деток – на череп Адама. Так Господь победил смерть! – «А куда сошла безгрешная душа нашего Господа?» Дети знают: «В ад!» Смотрим на иконе, как Господь выводит из ада Адама и Еву. – «Куда Он введет души наших прародителей?» – «В Рай!!!»

Так Крестом был открыт Рай. Почему не явились грозные вооруженные Ангелы? Почему нужен был Крест? Сила и Слава Божия – это Послушная Крестная Любовь Его. Дети знают, что победил Господь Крестом: «Смерть, грех, ад и лукавого». Помнят, что было на третий день Крестной смерти Спасителя. – Воскресение Христово! – Христос Воскресе!

Теперь можно спросить, что было с Крестом Господним и побеседовать с детками о событии праздника Воздвижения Креста Господня. Удивительное дело, так мы любим и чтим Праздник Воздвижения, а он на самом деле был в марте, когда Равноапостольная Царица Елена обрела Крест.

Из-за Великого Поста Праздник перенесен на сентябрь – когда, через десять лет после обретения Креста, был построен Константином Великим огромный чудный храм Воскресения Христова над Голгофой и Гробом Господним.

И еще один праздник – Преображение Господне, которое было за сорок дней до распятия, из-за Великого Поста перенесен на август – за сорок дней до Воздвижения. А облако сходит на гору Фавор и осеняет молящихся, как любовь Господа осеняет Его Церковь. Но об этом, конечно, мы с маленькими детками не говорим.

Показываю им икону Воздвижения Креста Господня и кратко рассказываю о событии праздника. Главное – помочь детям увидеть силу Креста Господня. «Как вы думаете, почему мертвый воскрес после того, как к нему прикоснулся Крест нашего Спасителя?» Дети отвечают: «Потому что это Крест – Господа».

Конечно! Сохранились свидетельства о том, что даже гвозди, которыми прибивали Господа, лежавшие рядом с Крестом, сияли, как серебряные. – «Как вы понимаете слово Живо-творящий?» – «Это значит – делающий живым». Крест воскресил, сделал живым умершего человека.

А почему все кричали: «Господи, помилуй»? Потому что… страшно. Да-да, страшно. И не надо нам, взрослым, бояться этого слова, а наоборот, просить себе начала премудрости – страха Божьего и учить этому светлому страху деток. А теперь пора поговорить и значении Креста для каждого из нас.

– «Детки, у вас есть крест?» Дети охотно и радостно достают из-под одежды свои нательные крестики и с удовольствием их целуют. «Почему мы любим крест?» И опять малыши понимают: «Потому что на нем – Господь». – «А почему мы носим крестик?»

С детками постарше находим несколько вариантов ответа: «Это знак того, что мы – христиане». «Чтобы помнить о любви Божией». И – «чтобы крест нас защищал от лукавого». Откуда в нашем кресте сила? Дети понимают: «От Господа на нем распятого».

А как еще мы себя можем защитить и оградить от силы вражией? С маленькими детками учимся правильно креститься. Раскрываем правую ладошку: «Это земля. На землю пришел Господь Иисус Христос – Бог и Человек».

Пригибаем мизинчик и безымянный пальчик к ладошке. Проводим круг левой раскрытой ладонью над правой. «А это – Небо. На Небе вечно пребывает Святая Троица – Отец, Сын и Дух Святой». Складываем большой, указательный и средний палец в щепотку. Теперь важно правильно себя осенить.

Твердо прикасаемся к середине лба: «Во имя Отца». Освящаем свои мысли. К животу: «И Сына». Освящаем свои чувства. Теперь к правому плечу, а от него ровненькой чертой к левому: «И Святаго Духа». Освящаем свою волю – руки на добрые дела. «Аминь». – «А где можно увидеть Крест?»

Показываю художественное фото с куполами. «Почему крест венчает купола церквей?» На этот вопрос деткам легче ответить, не сидя за столом, а стоя возле храма. Они запрокидывают головы и смотрят. «Куда показывает крест?» – «В небо!» – «А есть ли иной путь на Небо?» – «Нет!»

Только крестом мы можем обрести спасение. «А какой самый большой и тяжелый Крест в мире?» Дети хорошо знают: «Крест Господа нашего Иисуса Христа». Трехлетний Тихон долго повторял: «Такой большой, такой тяжелый». – «А почему?»

Дети постарше отвечают: «Потому что к Своему Кресту Господь пригвоздил грехи всех людей». Они знают – и наши грехи. Знают, что когда мы грешим – делаем Господу больно. Понимают, как надо стараться о Нем не забывать.

– «Детки, а есть ли на земле Рай?» Знают: «Есть!» Это – Христова Церковь. Правда, многие говорят: «Храм». Но ведь и каждый храм – Божий дом, а значит – Рай. «Можно ли там увидеть Древо Жизни?» – «Да!» – «А что это за Древо?»

– «Животворящий Крест Господень!» – «А почему Крест – это Древо Жизни?» – Потому что Крестом Спаситель нам даровал жизнь. – «Какую?» – «Вечную!» – «А вкушаем ли мы плодов бессмертия от Древа Жизни?» Некоторые сомневаются.

Вспоминаем, как батюшка говорит причастникам: «Во оставление грехов и Жизнь Вечную». – «Почему Господь нам дает в пищу Свое Тело и Кровь?» – «Потому что Он нас любит». – «А как можно нарисовать Любовь?».

Многие понимают – надо нарисовать Крест. И, наконец, задаю детям главный вопрос: «А чем мы можем ответить на Любовь Божию?» Ответов много: «Любовью». «Послушанием». «Смирением». «Терпением». «Исполнением заповедей».

– «Детки, а что значит, взять крест свой и следовать за Господом?» Стараться жить, как Он, по Его примеру. Трудно это? Еще как! Но и легко. А почему легко, знает тот кто читал и слышал Евангелие. С Господом любое иго и бремя легко.

С Господом все возможно. Надо только принимать все от руки Его. И – прибегать под сень Животворящего Древа Креста Господня, хранящего вселенную и сиянием Любви Божией украшающего Церковь.

Анна Титова