О миссии Церкви в виртуальном мире, присутствии и поведении христиан в социальных сетях…

21 декабря 2017 г. в штабе Екатерининского молодежного центра кафедрального собора г. Краснодара состоялась встреча с ответственным за взаимодействие со СМИ Екатеринодарской епархии иереем Вячеславом Клименко.

Приглашенный священнослужитель поделился с ребятами своим мнением о миссии Церкви в виртуальном мире, присутствии и поведении христиан в социальных сетях, а также о возможных сценариях развития информационного пространства.

– В виртуальном мире находятся такие же живые люди, как мы с вами. Им нужно помочь, уберечь от нападок, что-то объяснить. Например, один пользователь Фейсбука был возмущен обязательностью прохождения подготовки перед участием в Таинствах, в его случае – Таинства Крещения [В 2011 г. Священный Синод Русской Православной Церкви вменил в обязанность священнослужителям проводить огласительные беседы для крестных и родителей детей перед Таинством Крещения, а также для жениха и невесты перед Таинством Венчания – ред.]. По этой причине он опубликовал не самую доброжелательную запись  у себя на «стене», чем, полагаю, и многих читателей ввел в заблуждение. В комментариях люди то и делали, что возмущались. Но скажу, что простое, благожелательное объяснение самой ситуации, важности подготовки к столь серьезному шагу, расставило все точки над i. Уверен, что если мы всегда подобным образом не будем проходить мимо таких вопросов и давать достойный ответ – отношение к Церкви улучшится, – сказал священник Вячеслав Клименко.

Гость также рассказал о появлении термина «социальная сеть»,  распространенных его значениях и виртуальных платформах этого общественного явления.

– Считается, что в употребление термин «социальная сеть» ввел преподаватель математики и антропологии Лондонской школы экономики Джон Барнс. Чаще всего под этим выражением понимают гибкую структуру, которая включает в себя систему социальных связей между некими знакомыми какого-либо человека. Впервые оно встречается в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», опубликованной в 1954 году [John Arundel Barnes. Class and Committees in a Norwegian Island Paris – ред.]. «Фейсбук», «ВКонтакте», «Одноклассники» и прочее – это виртуальные платформы тех самых социальных сетей. Весьма занимательно, что задолго до Джорджа Оруэлла появление таких платформ предсказал русский писатель и мыслитель первой половины XIX века Владимир Федорович Одоевский. Помните изданные фрагменты утопического романа «4338-й год: Петербургские письма» в журнале «Московский наблюдатель» и альманахе «Утренняя заря»?! Писатель под псевдонимом «В. Безгласный», а в другом месте за подписью «кн. В. Одоевский», говорит о «домашних газетах», в которых «помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, потом разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также и приглашения, когда же бывает зов на обед, то и le menu», — поведал слушателям священнослужитель.

С мнением гостя иногда соглашались, иногда спорили, задавали вопросы. Самое активное обсуждение, как во время встречи, так и по ее завершении на страницах социальных сетей, было посвящено вопросу развития искусственного интеллекта до пределов его самосознания.

– Могут ли  люди развить искусственный интеллект до такой степени, чтобы он был способен мыслить? Не знаю, не уверен в этом. Однако, например, такой гениальный изобретатель нашего времени, как Стив Возняк, верит в возможность «сингулярности» [сингулярность — гипотетическое будущее, когда вычислительные возможности компьютера превысят возможности человеческого мозга – ред.]. Только что он под этим словом понимает? Как он представляет себе такое будущее? Знаете, тут можно привести слова апостола Иакова о вере и посте как самоцели: «Ты веруешь <…> – хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Даже если мы гипотетически представим себе возможность искусственного интеллекта совершать молитву, что маловероятно, то попутно возникнет множество других вопросов – каково будет качество и наполненность такой искусственной молитвы, к кому она будет обращена, да и почему мы вообще подобными вопросами задаемся? Уж лучше нам самим помнить, кто мы. К нам обратился Христос с повелением «идите, научите все народы» (Мф. 28:19). Мы христиане в каждый момент своей жизни – не только в Церковной ограде, но и за ее приделами. И пространство виртуального мира здесь не исключение, – подытожил иерей Вячеслав Клименко.

Фото: диакон Михаил Степанков