Реставрация старинных икон в Церковно-историческом кабинете Екатеринодарской духовной семинарии

390

Церковно-исторический кабинет Екатеринодарской духовной семинарии был открыт в 2014 году по инициативе митрополита Исидора. В двух выставочных залах кабинета представлены ценные исторические экспонаты, связанные с историей православной культуры на Кубани. В первом зале выставлена экспозиция, демонстрирующая зарождение и распространение Церкви Христовой на Кубани с первых веков, вплоть до конца XIX века. Во втором представлена экспозиция, посвященная Русской Православной Церкви на Кубани в XX веке. Руководителем Церковно-исторического кабинета при семинарии является иерей Андрей Тарасенко.

Ценными экспонатами стали архиерейские облачения XIX века, в том числе облачение митрополита Никодима (Ротова), епитрахиль Патриарха Пимена (Извеков), а также облачения выдающихся кубанских архиереев XX века – митрополита Виктора (Святина) и митрополита Исидора (Кириченко). Также представлен походный евхаристический набор времен советских гонений. Книжный фонд Церковно-исторического кабинета насчитывает более 400 единиц хранения, включая в себя книжные издания XVII-XX вв., рукописные старообрядческие молитвословы и требники XIX – нач. XX вв., а также рукописные акафисты середины XX в. За время работы Церковно-исторического кабинета в нем было собрано много старинных икон XIX-XX вв.

Некоторые предметы находятся в нем благодаря археологическим работам самих семинаристов, которые приводили раскопки, например, в Фанагории.

О работе музея рассказывает реставратор Юлия Чабанова.

— Юлия, как вы начали работать реставратором при семинарии? С какими трудностями приходится сталкиваться в процессе работы?

— Когда я окончила обучение в Санкт-Петербургской Духовной Академии на иконописном отделении факультета церковных искусств, то была распределена учебным комитетом Русской Православной Церкви работать в Кубанскую митрополию. После переезда в Краснодар наш покойный архиерей Владыка Исидор благословил меня трудиться реставратором икон при семинарии. Я очень заинтересовалась этой деятельностью. В музее хранится довольно много икон масляной и темперной живописи. У нас немало кубанских икон, некоторые из них уже отреставрированы. Дерево – основа иконной доски – очень живой материал, поэтому его состояние сильно зависит от перепада температуры и влажности. Некоторые иконы находятся на стадии разрушения и требуют срочной реставрации, так как их основа и живопись просто рассыпаются. Порой приходится удалять ржавые гвозди на иконах, которые вбиты в основу через красочный слой, так как они гниют и разрушают основу всей иконы. Раньше мастера прибивали ими оклады из драгоценных металлов к иконе. Почти все иконы потемнели от копати свечей и очень загрязнены. С помощью растворителей эта грязь снимается, краски сразу же становятся светлее и ярче, перед глазами проявляется уже преображенный образ. Основа некоторых икон раскололась на несколько частей, поэтому доски приходилось даже склеивать. Древесина иконной доски очень часто изъедена жуком-точильщиком. Когда икона хранилась в помещении с высокой влажностью, ее основа поддавалась гниению и рассыпалась. Моя задача восстановить эти утраты древесины и грунта и максимально сохранить авторское письмо красочного слоя.

— Какие реставрационные проекты реализуются сейчас в семинарии?

— У нас завершается большой проект – реставрация иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость». Это очень ценная икона темперной живописи XIX века. Красочный слой, золочение и грунт осыпались. Икону из-за этого нельзя было взять в руки. 30% живописи, золочения и грунта были полностью утрачены. Приходилось по аналогам других икон устанавливать, какие святые могли бы изображаться в данной иконографии. Для этого после того, как грунт был укреплен и восстановлен, по аналогам древних икон святые были написаны заново в местах утрат живописи. В местах утрат золочения был восстановлен орнамент и покрыт с помощью творенного золота. Работа над этой иконой длилась около 5 месяцев.

— Как в современных условиях в вашем музее происходит процесс реставрации?

— Обычно я беру икону, делаю оценку по ее утратам. У каждой из них есть паспорт – все сведения уже хранятся в компьютере церковно-исторического кабинета. Я внимательно читаю, что написал оценщик при поступлении иконы в семинарию: когда и из чего она была сделана, в каком была состоянии. Сначала, если необходимо, я укрепляю икону с помощью мездрового клея, делаю расчистку, потом реставрирую основу, грунт и красочный слой. Для реставрации основы доски я использую мелкую древесную стружку, смешиваю ее с мездровым клеем и наношу тонкими слоями в местах утрат. Примерно так же восстанавливается грунт: для этого готовится специальная грунтовка – левкас. Это смесь мела и клея с консервантами. Для реставрации красочного слоя я использую в основном акварельные краски или те краски, которыми икона написана автором. Далее закрепляю даммарным лаком. В течении всей реставрации ведется фотоотчет в паспорте, куда записывается вся проделанная работа. Моя задача в процессе реставрации – максимально приблизиться к технике написания иконы, в которой она выполнена и предотвратить дальнейшие повреждения памятника. После реставрации иконы помещаются в экспозиции церковно-исторического кабинета или вывозятся на выставки.
Общая экспозиция «История православия на Кубани» Церковно-исторического кабинета Екатеринодарской духовой семинарии освещает как общую историю Православной Церкви в России, так и пути ее распространения на Кубани. Его посещает множество людей. Нередко проводятся экскурсии для учеников школ, а также для студентов различных учебных заведений.

Лейла Гаджыева, студентка факультета журналистики Кубанского Государственного Университета