Секция «Миссия Церкви. Православие и СМИ»

153

20 октября 2020 года по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Павла (Пономарева) на Кубани прошли мероприятия XXVI Всекубанских духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Одна из секций чтений – «Миссия Церкви. Православие и СМИ» – прошла в Кубанском государственном университете. Встреча прошла в дистанционном формате.

Почётный председатель секции Преосвященнейший Стефан, епископ Тихорецкий и Кореновский произнес вступительную речь, в которой отметил, что благодаря пандемии у участников есть возможность пообщаться со священниками и миссионерами, теоретиками и практиками.

Руководителем секции стал протоиерей Димитрий Кравченко, руководитель миссионерского отдела Екатеринодарской епархии, кандидат педагогических наук, кандидат богословия. Он сообщил о важности обратной связи и полноценной свободной дискуссии, на которой приветствуются разные вопросы.

Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, руководитель центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского Александр Дворкин выступил с докладом на тему «Монгольский «крестовый поход» (1260 г.) в свете судьбоносного выбора св. Александра Невского».

— XIII век, в котором жил святой князь Александр Невский, был веком страшных катастроф для православия. Он был открыт событиями IV крестового похода. В 1204 году крестоносная армия вероломно напала на Константинополь – столицу Византийской империи и всего христианского мира. Он был фактически разграблен и полностью уничтожен. Там было множество монастырей со всеми величайшими святынями. Православный патриарх был изгнан. На развалинах империи была создана Латинская Римская империя с императором и патриархом, – объяснил в своем докладе Александр Дворкин.

Протоиерей Димитрий Кравченко представил свою работу «Особенности духовной жизни св. Александра Невского в аспекте эффективности современного миссионерского служения». Он поделился результатами своего исследования, в ходе которого выяснил, что Александр Невский смог проявить себя как заботливый друг и отец, а также как самоотверженный политик. Великий святой был не по годам серьезен: в детстве читал Евангелие, Псалтырь, любил церковное пение.

— Александр Невский человек широкого русского архетипа, выбравший духовные ценности. Он боролся за нашу национальную идентичность и делал это с точностью дипломата. В наше время мы можем изучить датские, шведские источники, и там значение Ледового побоища и Невской битвы преуменьшено. Нужно искать середину – читать разные источники. Известно, что, когда умер отец Александра Невского, он оплакивал его, не стесняясь показать народу свои слезы. Если Александр Пушкин – солнце русской поэзии, то Александр Невский – солнце всей нашей Земли. Представьте, если бы все правители после Александра Невского были святыми? Каким было бы наше государство? – отметил протоиерей Димитрий Кравченко.

Докладчик также объяснил, что каждому человеку необходимо знать, что фразы «Братья, не в силе Бог, но в правде» и «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» принадлежат благоверному князю Александру Невскому.
Миссионер, настоятель храма блж. Матроны в г. Давао, секретарь епархиального управления Филиппинско-Вьетнамской епархии Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии, благочинный Даваовского благочиния иеромонах Корнилий (Молев) выступил с докладом «Православие в Юго-Восточной Азии: опыт пастыря и миссионера». Он рассказал, что на примере современных верований Монголии виден тот цивилизационный выбор, который сделал Алесандр Невский.

— Сейчас там далеко уже не ислам и христианство. Монголия – страна буддизма, что в нашем понимании – миролюбивая религия, но на самом деле он вбирает местные верования, которые есть в Монголии, например, те же языческие обряды, – рассказал иеромонах Корнилий (Молев).

Ответственный за взаимодействие с обществом и СМИ Екатеринодарской епархии, член Краснодарского краевого отделения Императорского православного палестинского общества, иерей Вячеслав Клименко сказал о том, что в ходе анализа епархиального сайта Кубанской митрополии выяснилось, что самые популярные темы, опубликованные на нем, – о добрых делах, особенно в период пандемии.
Тема доклада директора информационного агентства «ВК Пресс» Владимира Приходько – «Принципы сотрудничества светского издания с религиозными организациями».

— Наше взаимодействие с православной Церковью достаточно тесное. Достаточно сказать, что у нас каждый год начинается со встречи с митрополитом Екатеринодарским и Кубанским. Царствие Небесное митрополиту Исидору. В предыдущие годы он 25 раз посещал «Вольную Кубань» в начале каждого года. Он признавался, что очень любил наш газетно-радио-информационный комплекс. «Вольная Кубань» стала, наверное, одной из первых газет, которая обратилась к православной тематике еще при коммунизме, – сказал Владимир Приходько.

Протоиерей Михаил Самохин, руководитель информационно-издательского и миссионерского отделов Пятигорской епархии, пресс-секретарь Пятигорской епархии, магистр теологии по специальности «исламская теология», выступил с докладом на тему «Кавказ – пространство диалога Запада и Востока. Межрелигиозный аспект».

— Ислам в России раздроблен и крайне национализирован. Христианство, в отличие от ислама, наднационально. Для христиан Бог есть любовь, а в исламе Бог – прежде всего Бог правосудия. В то же время за 5 лет вещания радио «Вера» в Карачаево-Черкессии и за 4 года – в Кабардино-Балкарии – не было никаких нареканий – только слова благодарности. Если мы хотим уживаться с мусульманами, у нас у самих должны быть сильные традиции и вера. Если мусульмане видят религиозный вакуум, у них больше силы и превосходства, желания распространить свою веру. Исламские диаспоры есть везде: нам нужно лучше знать друг друга, чтобы уживаться, – сказал протоиерей Михаил Самохин.

По окончании мероприятия была принята резолюция.