Специалисты Синодального отдела социального служения провели обучающий семинар по предотвращению зависимостей в молодежной среде

189

25 сентября 2023 года  при Свято-Ильинском храме Краснодара прошел обучающий семинар-практикум «Сила выбора» по предотвращению формирования зависимостей среди подростков и молодежи. Слушателями стали духовенство храмов Екатеринодарской епархии, специалисты, занимающиеся профилактикой зависимостей, психологи, преподаватели воскресных школ.

Трехчасовой семинар провели сотрудники Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности и социальному служению.

Собираясь на семинар, многие, наверное, предвкушали сухую и, может быть, не очень интересную лекцию, но вышло совершенно иначе. Вместо скучных занятий всем представилась возможность стать участниками уникальной и увлекательной игры. Ведущие семинара специалисты-психологи Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского Наталия Алексеевна Ищенко и Анастасия Игоревна Кузнецова пять лет назад разработали методику, направленную на возможность предотвращения возникновения зависимостей в подростковой среде. Разрабатывали специально в форме игры, с расчетом на то, чтобы было интересно детям. За пять лет игру апробировали во многих учебных заведениях Москвы, с психологами Московской службы помощи.

Теперь обучающие семинары-практикумы проводятся в разных регионах страны для тех специалистов и преподавателей, которые потом будут проводить эту игру в местных учебных заведениях.

Для того, чтобы специалистам на местах лучше понять суть игры и донести ее до детей-подростков, им нужно самим стать ее участниками, решили авторы уникальной методики.

Игра включала несколько этапов: просчитать положительные и отрицательные последствия того или иного действия, научиться говорить «нет», выстроить последовательность качеств на пути к достижению цели и другие. На время игры каждому участнику было необходимо оставить важность сана или социального статуса – в игре все участники равны между собой. Еще одно преимущество игровой формы – возможность непринужденного общения. Поэтому с первых же заданий исчезли неловкость и натянутость, обычно свойственные общению незнакомых людей, в ход пошли не только серьезные рассуждения, но и шутки и смех.

По форме семинар напоминал некогда популярную игру «Что? Где? Когда?». Увлекательные вопросы заставляли продумывать ответы вместе с участниками, с азартом следить за рассуждениями игроков и обнаруживать, насколько многогранными, оказывается, могут быть человеческие действия.

«Митя дал однокласснику списать домашнее задание – каковы положительные и отрицательные последствия этого поступка?», – озвучила ведущая первое задание.

Одна часть команды искала положительные последствия, другая – отрицательные. Первые предположили в данном действии милосердие, сострадание, доброе дело, участие. Другие нашли здесь поощрение к лени, к иждивению. Ведущие семинара сразу предупредили, что в игре нет и не может быть однозначно верных или неверных ответов. Все, что говорят участники, это их мнение, их суждение, их опыт. В игре важно другое – научить ребенка рассуждать, рассматривать ситуацию с разных сторон, продумывать к каким последствиям может привести то или иное иногда на вид совершенно невинное дело.

На следующем этапе игры участники тренировались говорить «нет».

— Кому нам легче всего отказать? – спрашивает ведущая психолог и констатирует, – незнакомому человеку.

Гораздо сложнее сказать «нет» друзьям. А ведь именно из-за боязни испортить отношения, из-за страха выглядеть белой вороной подростки соглашаются попробовать зелье, которое потом сделает их своими рабами. Ведущие предложили пять вариантов отказа: отказ-соглашение, отказ-обещание, отказ-альтернатива, отказ-отрицание и отказ-конфликт. Заданий на данном этапе было несколько. Под руководством ведущих участники продумывали диалоги, уговаривали друга на сомнительные предложения и учились отказывать так, чтобы не обидеть собеседника. Ведущие помогали, поправляли, указывали на ошибки.

Остальные этапы также пролетели на одном дыхании. В обсуждениях, в поисках ответов незнакомые до этого люди сплотились и стали одной командой.

Закончив игру и анализируя ее, группа отметила, что каждое дело сопровождают трудности и препятствия, которые нужно преодолевать. Ведущие семинара напомнили, что препятствия не всегда являются злом, трудности следует рассматривать как проявление воли Божией в жизни человека.

После чаепития слушателям семинара раздали методички, в которых были подробно расписаны цели и задачи игры, обозначена целевая аудитория. Работа семинара продолжилась на следующий день в Русской православной общеобразовательной школе, где психологи Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности и социальному служению провели игру с учащимися старших классов.

Текст: Евгения Оганова

Фото: Ирина Кузнецова