Учебный год начался, и распахнулись школьные двери для учителей Основ Православной культуры. Открылись двери Воскресных школ и Православных Центров. Как же надо православному учителю нести деткам не просто знания о Боге и Его Церкви, а просвещать их Светом.

Немеркнущим Светом Небесной Истины. Каждый урок тогда может стать уроком не только образования, но и воспитания. Воспитания Словом Божиим. Представьте себе, идет урок, дети устали, и вдруг учитель произносит Слово Евангельское или даже Библейское, из Ветхого Завета.

И в классе наступает особая тишина, дети не просто замолкают, а умиротворяются. Невозможно переоценить использования на уроках Библейского текста. Не пересказа его из Детской Библии, где зачастую вносится страстность автора, а произнесения жемчужных слов из хрустально-чистого источника, наполненного Светом Небесной Истины – единственной Истины на земле.

«Бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир» (Ин. 1:9). Давайте посмотрим на дело образования, дело просвещения с высоты духовного созерцания, на которую возводит нас «зритель неизреченных откровений» святой Апостол Иоанн Богослов.

Возлюбленный ученик Христа Бога возвестил нам о Слове, исполненном благодати и истины. Апостол, прозрев сквозь духовную тьму веков, указывает нам на истинный Свет, который всегда во тьме светит, и тьмою заблуждений людских никогда не бывает объят.

Этот Свет дает жизнь миру, во зле лежащему, и сияет всегда, как «звезда светлая и утренняя» (Откр. 22:16). Но к сему ли свету «тихому святыя славы безсмертнаго Отца Небеснаго» устремлены взоры людей? Увы! Все более и более люди хотят искать света только в учениях человеческих, не дающих жизни.

Учения эти, составляющие мудрость земли, пытаются сдвинуть с места тот «камень краеугольный», который положил в основание жизни мира Сам Бог, камень же сей – Христос. Но мы, призванные быть просветителями, что должны положить в основание этого просвещения, как не веру Христову?

«Будем приступать ко Христу, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устроять из себя дом Духовный»! Будем нести детям немеркнущий Свет Истины.

Свет, которым наполнено Священное Писание. Некогда Господь сказал ученикам: «Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13:52).

Таким правилом всегда руководилась Церковь Христова в отношении к Священному Писанию Ветхого и Нового Завета. Читая и извлекая назидание для верующих из священных книг Нового Завета, она никогда не переставала пользоваться и Ветхим Заветом. Святые отцы и учители Церкви объясняли целые книги Ветхого Завета.

В богослужении эти книги постоянно читаются наравне с Новозаветными. Содержание богослужебных песней, стихир, канонов, прокимнов в значительной степени заимствовано из священных Ветхозаветных книг, придающих особенную поэтичность и живость песнопениям церковным.

Та чистая, детская, непосредственная вера, которой дышат писания ветхозаветных мужей, живой струей действует на душу. Их писания, как воспоминания детства, могут согреть охладевшее сердце; могут пробудить волю и направить ее на подвиг. Из всего Ветхого Завета особенное значение имеют псалмы и книги пророков.

Эти книги – как мост чаяний и надежд, оживляющий все ветхозаветное человечество. Этот мост перекинут и к нашей жизни, которая закончится в конце времен, когда вместо этого обветшавшего неба и земли явится новое Небо и Земля новая.

Как жаль, что в настоящее время лишь очень немногие знакомы с ветхозаветной Библией в ее непосредственном виде, а не по учебникам лишь Священной Истории! Ведь как часто в этих учебниках утрачивается самый дух Библии и ее своеобразный язык. Мифы и легенды часто встречают более внимания в нашем обществе, чем чистые источники веры, какою жила Церковь в период своего детства.

Как часто мы не замечаем, сколько разумения духовной жизни сокрыто в этих архивах древности. В них брезжит Свет Небесной Истины. Свет, который воссиял в воплотившемся Слове и который до явления Его на земле лишь во тьме светился, ею не обнимаемый.

Единый Дух Святый есть Источник вдохновения как новозаветных, так и ветхозаветных книг, а не какая-то инородная мудрость. Как пророки жили верою в первое пришествие Христово, так и мы живем верой в пророчества о втором пришествии Христа на землю.

Отсюда понятно, какое значение должны иметь для учителя книги Священного Писания Ветхого Завета. Пусть он чаще прибегает к ним, как памятникам самой живой, чистой детской веры! Пусть засвидетельствует он, что истина Христова, содержимая Церковью, не нова, но развивалась, подобно развивающемуся постепенно из семени ростку, с самого начала существования на земле Церкви.

Ведь «Novum Testamentum in Vetere latet, Vetus in Novo patet» – «Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом открывается». Пусть покажет учитель, как начатки веры и жизни духовной постепенно раскрывались в людях от духовного детства до возраста «мужа совершенна», привести в который людей явился на землю Христос Спаситель!

Пусть тем, кто не достиг возраста совершенного, педагог предлагает начальное учение Ветхого Завета и от начатков постепенно возводит к совершенству! Пусть покажет, что сбылись чаяния людей Ветхого Завета, значит сбудутся и наши чаяния времен и событий, которых мы теперь не видим, но ожидаем в терпении!

Пусть, наконец, извлекает назидание из священных книг Ветхого Завета – вечное значение имеют глаголы Божии. Источником всегдашнего назидания служат боговдохновенные псалмы. Это и молитвы в день скорби. Это и хвалы и славословия в дни духовной радости. Это и исповедание помыслов сердца и грехов.

И размышления о краткости, мимолетности человеческой жизни. И радостное восхищение духа от служения Богу, и правила богоугодной жизни. Если столь велико значение Ветхого Завета, то что сказать о Новом? В  боговдохновенных книгах Нового Завета слышны слова, лучшие из всех слов, сказанных на земле.

В апостольской проповеди звучат глаголы, которые возвещало Само Ипостасное Слово и Премудрость. Что же может быть выше и действеннее этих глаголов? И кто может ли сказать сам от себя слово, лучшее этих слов? Мудрец века сего? Красноречивый проповедник?

Каждый учитель всю силу и действенность слова своего получает от слова Христова. Учительское слово должно быть исполнено разума. Но какой разум может сравняться с разумом Божиим? Какое слово может быть столь же привлекательно, как то «слово благо», о котором сказано: «излияся благодать во устнах Твоих»?

Поэтому пусть никто не надеется на свой разум и свое красноречие, но приложит их лишь к изъяснению Слова Божественного! Пусть никогда не учит от себя, но пусть мысль его всегда покоится на Слове Божием, как на прочной и непоколебимой опоре!

Пусть Слово Божие будет корнем, его же собственное слово – листвием и ветвями, растущими от корня. И тогда заключенный в его сердце росток духовный, заимствуя силу жизни от «Корня Иессеева», постепенно возрастит многоветвистое древо.

И как прискорбно, что многие забывают о важности изучения Священного Писания, а полагают, что достаточно пользоваться готовыми конспектами уроков, или же ограничиваться избитыми наставлениями.

А какой жизненной силой наполняется урок, когда Библейские тексты извлекаются с сознанием связи их с книгой или всеми писаниями Апостола или пророка. Ведь отрывочные изречения раскрываются для нас  лишь при основательном знакомстве с характером и образом мыслей того, кто их сказал.

Слово Божие есть «слово, которое слышали мы от начала», но в то же время и слово новое, «обновляющееся со дня на день» в сознании читающих. Только, читая, надо размышлять, прилагать к сердцу читаемое и подвизаться поступать согласно с ним.

Принесем же Господу Богу нашему в дар то, что каждый имеет лучшего. Кто имеет ум, тот пусть употребит его на распространение «ведения Господня» на земле. Кто имеет доброе сердце, тот пусть постарается вселить любовь к Богу и к людям детям нашим – меньшей братии Христовой.

Кто имеет сильную волю, тот пусть постарается «обратить сердце человека ко искреннему его», ибо без послушания не может стоять ни семейная, ни государственная, ни общественная жизнь!

Не отступим от заветов, оставленных нам отцом русской педагогики К. Д. Ушинским и подвижником народного просвещения С. А. Рачинским, которые учение Христово хотели положить в основание педагогики.

Сохраним и в себе этот Свет Христова учения и взыщем его, как драгоценного сокровища, ради которого да будем готовы оставить все, лишь бы приобрести Христа. И тогда в чистом свете Писания – Свете Небесной Истины – весь разнородный материал просвещения, из которого духовно созидается человек, постараемся приспособить к единой высшей цели человеческого существования!

Цель же сия – приготовить в душе каждого внутреннюю храмину для обитания Христа – Света Вечного и Истинного, «просвещающего всякаго человека грядущаго в мир»!

По словам священномученика ФАДДЕЯ (Успенского), 1904 год

Анна Титова.