Ученик Русской Православной школы стал финалистом международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне»

253

5 октября 2020 года в Белом Зале Храма Христа Спасителя были вручены награды победителям очного этапа Шестого сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» им. И. С. Шмелёва в средней возрастной группе (8-9 классы).

Школьники из самых разных регионов страны: Якутии, Тюмени, Владивостока, Краснодара, Липецка приехали в Москву 3 октября. В программе финала было время для написания очной работы и знакомства с достопримечательностями города.

Оценивало очные работы представительное жюри под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, состоящее из видных литераторов — драматурга, мастера Литературного института им. А.М. Горького, главного редактора «Даниловского благовестника» Владимира Малягина, писателя и критика Александра Евсюкова и писателя и критика Анастасии Черновой.

Церемонию вели помощник Председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров) и известная российская ведущая Елена Юркина.

Торжественную церемонию вручения наград открыл Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент.

Учащийся Русской Православной школы Иван Тананин стал финалистом этого престижного детского конкурса.

Поздравляем воспитанника Русской Православной школы Ивана Тананина с высоким результатом в его первом престижном конкурсе и желаем ему дальнейших творческих успехов.

Ниже можно ознакомиться с работой Ивана Тананина, представленной на конкурс.

***

Тананин Иван, 16 лет, ученик 10 класса ЧОУ «Русская Православная школа»

Слава Богу за всё!


«Милость Божия!» Эти слова стали повторяться в нашем доме, когда к нам из Сибири переехала бабушка. «Милость Божия!» Изо дня в день! На моё ворчание, что приходится много мыть посуды, — слышу бабушкино «Милость Божья! Пятеро детей!» Жалуюсь, что дорога в школу занимает два часа, а то и больше, а бабушка: «Школа-то какая! Светлой радости! Милость Божия!» Ною, что плохо у нас на юге: лето знойное, зима совсем бесснежная, а бабушка: «Как же здесь тепло и хорошо! Как на Святой Земле! Милость Божия!». Сетую, ворчу, недовольствую, ною, ропщу, жалуюсь, а бабушка своё: «Милость Божия! Милость Божия!»

Она говорит, а я думаю о милости, о масле благоуханном. Оно заживляет раны. Этот елей радости освежает мою чёрствую душу. Чувствую аромат корицы и восточных трав. Замечаю, что с приездом бабушки жизнь нашей семьи зазвучала по-другому: бабушка как камертон настроила нас на тональность благодарности и счастья.

«Слава Богу за всё!» — из бабушкиной комнаты доносятся слова её любимого акафиста. А мне всё время кажется, что я много раз уже слышал эти кондаки и икосы, ещё раньше, до её приезда. Однажды меня осенило: я же всё это читал сам, читал, слышал! Где? У А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, А. Майкова и Е.Баратынского, у А.Фета и Ф. Тютчева… Да, те же самые мысли, смыслы, интонации.

Я сделал для себя открытие: русская лирика – это поэтический акафист «Слава Богу за всё!» Пусть авторы – обычные люди, которые переживали, падали, каялись, поднимались, но они, сами о том не подозревая, — «Божьи дудки», которые доносят до нас смысл песен Неба.
И мне захотелось составить антологию стихотворений русских поэтов «Слава Богу за всё!», чтобы люди, прочитав этот сборник стихов, успокаивались и умиротворялись, радовались и с благодарностью смотрели Вверх.

Начинается акафист с благодарения Богу за небесную радость и нашу жизнь на земле, идущую по Промыслу и велению Божию. Антологию откроет стихотворение И.А.Бунина «За всё Тебя, Господь, благодарю». Искренние слова поэта зададут тон всему сборнику. Лирический герой стихотворения благодарит Господа за всё: за печали, тревоги, невзгоды, но, самое главное, за радость говорить с Богом один на один, то есть чувствовать Его сердцем. Слава Богу за всё!

Хорошо нам живётся на земле – «только этого мало», человек всегда ощущает голод по Богу, тоску по Небесному Царству. Об этом пишет М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Ангел». Поэт повествует нам о душе, которая неудержимо стремится в мир вечный; о том, что всё земное ей кажется бесцветным, плоским и скучным, для неё нет ничего дороже, как быть с Богом. А.Майков в стихотворении «Ночное небо» призывает нас чаще смотреть на небеса, которые скрывают тайну. И мы понимаем, в чём она: что настоящее счастье только на Небе, потому что там наш Дом, там наш Отец, там святые — наши старшие братья. Слава Богу за небесную радость!

Невозможно не чувствовать Бога, глядя на дивную природу, необъятные просторы, дремучие леса. Глядя на красоту и гармонию, так и хочется воскликнуть: «Дивны дела Твои, Господи! Вся премудростию сотворил еси!» А дальше только молча созерцать, потому что невозможно выразить словами мощь и красоту создания. «Сие присутствие Создателя в созданье/ Какой для них язык?…» Это строки из стихотворения В.А.Жуковского «Невыразимое», основная мысль которого в том, что наш язык слишком беден для описания Божиего творения, что душа может только восхищённо молчать и благодарить. Слава Богу за чудную природу!

Мы имеем удивительную возможность говорить с Богом. Очень важно быть связанным с Ним молитвенной нитью, стараться не терять её, чтобы потом не чувствовать одиночество и оставленность. А.С.Пушкин подчёркивает, что мы как раз и пришли в этот мир для молитвы и вдохновенья («Поэт и толпа»). В стихотворении «Отцы-пустынники…» Александр Сергеевич поэтически перелагает великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина, которая особенно трогает его сердце, возвышает душу, даёт силы. О молитве пишут многие русские поэты. А. Фет считает её «лучезарным светом» и «путеводной звездой» на тернистом жизненном пути («Чем доле я живу»). А кто не знает лермонтовских слов «И так легко, легко…» («В минуту жизни трудную») – о состоянии лёгкости и невесомости говорит лирический герой: молитва даёт крылья, позволяет оторваться от земли, подняться и полететь. Слава Богу за возможность общения с Ним!

В следующем кондаке акафиста говорится, что в грозе и молнии видны величие Божие и Его сильная рука. И, конечно же, сразу вспоминается «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева. Поэт изображает грозу не ужасной и разрушительной, а перерождающей, несущей обновление («раскаты молодые») и щедрые дары: жемчуг (капли дождя) и золото (лучи солнца). И мы понимаем, что величие Бога не страшно, что Господь не грозный Судья, а заботливый Отец, который бесконечно любит нас, грешных. Слава Богу за Его величие!

Но…не только в счастье и в созерцании этого дивного мира познаём мы Промысел Божий и Его присутствие. Иногда для нашей же пользы Господь попускает нам болезни и страдания. И это, на мой взгляд, самое сложное – не роптать, а благодарить Бога в тяжёлые минуты. А.А.Фет советует нам этому учиться, например, у деревьев («Учись у них, у дуба, у берёзы»), которые, несмотря на стужу и лютый мороз, всё терпят и ждут со смирением спасительной весны – и «переболит скорбящая душа». А.Майков в стихотворении «Не говори, что нет спасенья» открывает читателям очень важную мысль, что именно в скорбях и болезнях Господь так близко! Слава Богу за все жизненные испытания!

Господь любит нас всех, прощает и «восстанавливает тех, у кого истлела совесть». И правда, как говорится в притче о пастыре и овцах, Бог старается наставить на верный путь даже самого пропащего человека. А.К.Толстой пишет («Меня во мраке и пыли»), о том, что темную и грязную душу, находящуюся в оковах, Господь любит, и она откликается на эту любовь, светлеет и желает быть с Ним. Слава Богу, что меня, блудную овечку, Господь ищет, зовёт, а найдя, не упрекнёт, а крепко обнимет.

Объятия Бога мы можем видеть в каждом храме – это Распятие. Вот они настоящие объятия любящего Отца! Вот она настоящая любовь и настоящий подвиг: крест, гвозди, кровь, боль, страшная смерть и светлое Воскресение. О том, что «высший подвиг – в любви», читаем у А.С.Хомякова («Подвиг есть и в сраженьи»). Слава Тебе, Господи, что твой Крест – он ради меня!

Заканчивается акафист благодарением Бога за отражение Его вечной славы на лицах людей, ушедших в вечность. И всплывают в памяти слова, которые мы часто слышим в храме: «Знаменася на нас свет Лица Твоего, Господи!». Вот итог жизни с Богом – наполниться Его Светом. Завершит же антологию стихотворение В.А.Жуковского «А.С.Пушкин». Жуковский отмечает, что лицо, отошедшего к Богу Пушкина, выражало глубокую задумчивость, будто поэт видел какое-то дивное виденье. «Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь?» Слава Тебе. Господи, за Твой Свет, который просвещает и озаряет нас!

Слава Богу! Слава Богу за нашу дивную природу, за мирную жизнь, за любовь Бога к нам. Благодарю Тебя, Господи, за возможность говорить с Тобой, молиться и получать благодать. Благодарю Тебя, Господи, за укрепляющую меня болезнь! Благодарю за моих любимых родителей, сестёр и брата! За мою школьную семью! За нашу школу светлой радости!

Благодарю Тебя, Господи, за духовные искания, творческие дерзания поэтов и писателей! Благодарю Тебя, Господи, за гениального А.С.Пушкина, печального Лермонтова, за мудрого дедушку Крылова, за удивительных Ф.И.Тютчева и А.А.Фета!

Благодарю Тебя, Господи за нашу русскую литературу, в которой есть поиски, вопросы и ответы, страдания, пасхальная радость, литературу, в которой есть Христос!

Слава Богу за всё!

Фото: пресс-служба храма Рождества Христова