В группах психологической поддержки при Свято-Ильинском храме обсудили средства ведения эффективного диалога

81

При Свято-Ильинском храме Краснодара продолжают работу бесплатные тематические группы психологической поддержки для родителей и детей. Нынешний цикл занятий посвящен теме диалога: что такое диалог в семье, в чем его отличие от других видов коммуникации.

Группы психологической поддержки задуманы как площадка для совместных занятий нескольких поколений, членов одной семьи – родителей и детей, а также бабушек и дедушек. Ведущая группы – православный психолог Марианна Денисова.

В предыдущем цикле участники группы рассматривали невербальные средства общения, язык мимики и жестов. Сейчас осваивают вербальную систему. На занятии порядка десятка взрослых людей и только одна девушка-подросток. Почти у всех пришедших одно желание – научиться выстраивать отношения, улучшить семейный микроклимат. Слушатели понимают: в современных реалиях общение приобретает все большую ценность. Но что нужно для того, чтобы это общение было не пустым, не формальным? Почему, если диалог дело для нас вполне привычное, между людьми нередко возникают непонимания и конфликты? Что мешает выстраиванию теплых доверительных отношений, полных искреннего живого участия? Может быть, в наших отношениях с другими людьми в рамках собственной семьи и не только не хватает чего-то очень важного, без чего полноценное общение, приносящее добрый плод, становится затруднительным?

На эти и другие вопросы участники группы искали ответы. Отличительная особенность диалога от обычного разговора, говорит психолог, это доверительность. Диалог подразумевает не просто обмен репликами или мнениями. Диалог – это об умении слышать и на основе этого выстраивать отношения.

Марианна Сергеевна привела примеры эффективного и неэффективного диалога. В последнем себя узнали, наверное, почти все – настолько он привычен.

Эффективный диалог, по словам специалиста, начинается с умения задавать собеседнику вопросы, выслушивать ответы и на их основе приходить к общему решению. Простой пример – маленькая дочь, проходя с матерью мимо магазина, с капризом требует купить ей очередную куклу. Как должна повести себя мать, чтобы диалог был эффективным? Слушательницы поразмышляли на эту тему вместе с психологом.

Когда участники группы попытались сами выстроить эффективный диалог, задача оказалась не такой уж легкой.

— Для того, чтобы диалог получался эффективным, нужно задавать собеседнику открытый вопрос, предполагающий расширенный ответ, – уточняет Марианна Сергеевна.

Специалист предложила в ходе занятия задать друг другу закрытые и открытые вопросы. Попрактиковавшись в этом и подведя итоги, многие признались: формулировать открытые вопросы сложно. Нужно думать. А все привыкли по-быстрому. Тем более с домашними, с детьми. Так удобнее. По крайней мере, родителям.

— Это действительно проблема – даже в семье разговоры сводятся к бытовым темам. Нет духовного единения, иногда и говорить не о чем, – констатирует факт психолог.

Марианна Сергеевна считает, что умение говорить и слушать необходимо в каждом случае. И не стремиться, не разобравшись, сразу предлагать свои советы. Иначе неизбежно будут возникать обиды и недопонимания. Поэтому и нужно учиться разговаривать эффективно, с пользой, с теплом и отдачей. «Часто бывает, что ребенок даже не может выразить свои потребности, потому что за него все решают родители», – делится еще одной грустной проблемой психолог.

Не менее важная проблема – обидчивая реакция родителей на детские непослушания. Такая в корне неверная, но распространенная реакция не способствует теплой доверительной атмосфере в доме. Конечно, каждая ситуация индивидуальна, и слушатели смогли на занятии рассмотреть со специалистом конкретные примеры семейных конфликтов или непониманий.

Психолог также привела пример «ты-высказывания» и «я-высказывания».

— Никогда не нужно говорить с ребенком в духе «ты-высказывания», например: от тебя не дождешься помощи! Это обвинение и осуждение, а нам сказано: не судите, да не судимы будете, – напомнила Марианна Денисова. – В варианте «я-высказывания» это может звучать: мне хотелось бы, чтобы ты мне помог.

Психолог подытожила, что эффективный диалог отличает умение безоценочно слушать, не перебивать, не осуждать, признавать право собеседника мыслить и говорить отлично от нас. В целом, участники психологической группы поддержки родителей и детей пришли к выводу, что умение вести настоящий продуктивный диалог, это искусство, для овладения которым необходим максимальный отказ от собственного эгоизма.

На занятия могут прийти все желающие. Группы психологической поддержки для родителей и детей проходят дважды в месяц по вторникам в 17 ч. Занятия проводятся в рамках реализации проекта «Служба профилактики социального сиротства, сохранения и сопровождения семьи «Семейный круг 2.0», который СО АНО ПНСН «Благой дар Кубани» осуществляет при поддержке Фонда президентских грантов.

Текст: Евгения Оганова

Фото: Игорь Кодацкий