24 февраля 2024 года в конференц-зале Свято-Ильинского храма состоялась встреча «Семейного клуба». В этот раз его участники узнали, что такое родительское выгорание и как родителям сохранить себя, разобрали, в чем опасность страсти чревоугодия на основе наследия святителя Феофана Затворника, и пообщались с семьей настоятеля Свято-Ильинского храма протоиерея Димитрия и матушки Галины Болтоновых.

Как обычно встреча началась с лекции психолога. Выгорание – психологический термин, который сегодня у каждого на слуху. В 1970-х годах его ввел психолог Герберт Фройденбергер для описания того, что происходит со многими людьми из «помогающих» профессий, например, с врачами и соцработниками. Со временем стало ясно, что выгорание может случиться с представителями любой профессии. И не только профессии. Оказалось, что эмоциональному выгоранию в не меньшей степени подвержены молодые родители.

Тема лекции психолога была так и обозначена: «Родительское выгорание: как маме и папе сохранить себя». Врач, психолог, гештальт-терапевт Ирина Сергеевна Полякова рассказала, что обычно понимается под понятием эмоционального выгорания и как распознать у себя этот недуг. У эмоционального выгорания есть несколько стадий, каждая из которых имеет свои характерные признаки. Если на первых двух стадиях для восстановления организма достаточно отдыха, то на последующих происходит уже изнашивание организма.

Психолог подчеркнула, что немаловажным условием формирования эмоционального выгорания может стать родительский перфекционизм. Его следует отключить, т.е. найти силы признать себя не идеальным, а вполне обычным родителем, со своими немощами и недостатками. Не стоит сравнивать себя с кем-то более успешным, лучше найти общение с такими же мамочками и решать общие проблемы вместе, посоветовала специалист.

Ирина Сергеевна дала советы практического характера о том, как восстанавливать организм при родительском выгорании. Есть несколько этапов оказания себе помощи. Для каждой стадии они свои. Но основным приемом психолог назвала обращение за помощью к Богу.

Лекция вызвала в зале отклик, многие делились своим опытом.

Протоиерей Димитрий Болтонов поблагодарил Ирину Сергеевну за доклад и отметил, что такое явление, как выгорание, требует рассмотрения не только с психологической, но и с духовной точки зрения. Есть вероятность, что это проявление уныния, и тогда решение проблемы нужно искать в духовной плоскости, точнее – вертикали, сказал священник.

Во второй части «Семейного клуба» его участники вместе с клириком Свято-Ильинского храма диаконом Василием Максютовым рассмотрели, что собой представляет страсть чревоугодия. «Еда для жизни или жизнь для еды» – так была сформулирована тема доклада отца диакона, за основу которого он взял письма русского святителя 19 века, Феофана Затворника.

Казалось бы, чем может повредить человеку принятие пищи? Однако на деле все не так просто. На первом месте не должно быть удовлетворения своих потребностей, говорит отец Василий, обращаясь к наследию святителя.

«Святитель Феофан обращает внимание на то, что все излишества ведут к самолюбию, а самолюбие это одна из отраслей гордости, которая отравляет всю нашу жизнь. Т.е. казалось бы, вкушая пищу, мы удовлетворяем естественные потребности, но на самом деле мы питаем страсть. Питаем очень серьезно, и эта страсть потом начинает нам вредить нам в нашей жизни», – подчеркнул диакон Василий.

Однако, подпитыванию страсти способствует не только объедение, с чем обычно ассоциируется чревоугодие, но даже просто сытость.

«Святитель Феофан указывает, что самая злая вещь есть сытость, – обращает внимание клирик. – Он говорит, что телесная сытость и довольство своим внешним состоянием ведет к забвению Бога. По сути, это тот грех, который закрывает нам вход в Рай, поскольку у человека усыпляется даже самое начальное трезвение, выражающееся во внимании к тому, что он делает, думает, чувствует».

Отец диакон отметил, что святитель Феофан делает акцент именно на том, что пребывающий в состоянии забвения Бога ослабляет свое внимание и начинает катиться вниз, как катятся по склону скользкой горы. Отец Василий не оставил без внимания и мысль Вышенского Затворника о том, что не меньший вред представляет собой и чрезмерная строгость. Если человек не рассчитывает свои силы, то в конечном итоге, чрезмерная строгость может привести именно к чревоугодию. Тем не менее, по совету святителя Феофана лучше вставать из-за стола слегка голодным.

Протоиерей Дмитрий Болтонов дополнил, что правильным критерием здесь может служить вопрос, можешь ли ты по выходе из-за стола сразу же встать на молитву?

«В монастырях не зря во время трапезы читаются жития святых, – сказал отец Димитрий. – Когда слух насыщается подвигами тех, кто были до нас, тогда легче удается сохранять внутреннее бдение над собой и не отдаваться наслаждению пищей».

Отец Василий отметил, что, согласно учению святителя Феофана, наслаждение пищей действительно может принести душе не меньший вред. В этом случае важно благодарить Бога за Его дары, что помогает фокусировать внимание на духовном, а не на вещественном.

В целом, устроить свою жизнь так, чтобы избежать чревоугодия и развития самолюбия, это искусство. Сон и пища не должны расслаблять душу, говорит святитель Феофан. И здесь важно научиться не оправдывать себя. В любом деле нужна решимость, подчеркнул диакон. Сначала должно быть решение человека не повторять грех, а за ним следует помощь Божия.

В завершении своего слова отец диакон дал аудитории небольшое домашнее задание – понаблюдать за своим отношением к употреблению пищи, за тем, какие чувства и эмоции возникают при попытках ограничить себя от излишества и наслаждения.

В третьей части «Семейного клуба» его участников ждала встреча с семьей настоятеля Свято-Ильинского храма протоиерея Димитрия и матушки Галины Болтоновых. Батюшка с матушкой – родители четырех детей, трое из которых уже взрослые. Матушка, как верная помощница, разделяет заботы супруга на поприще социального служения и не только.

Сегодня они как одно целое. Но их путь к вере был очень разным. Матушка родилась в семье священника, отца Петра Мороза. Батюшка вырос в обычной советской семье. Его путь к православию – это путь поиска, а искренне ищущих Господь никогда не оставляет в неведении. Не оставил и Своего будущего служителя, который поначалу и не помышлял, что в свое время будет стоять у Престола.

Учась в политехническом институте, будущий священник, по его словам, стал замечать лукавство системы и начал искать то, что было бы ему по сердцу. Этот путь поиска был достаточно традиционным, как вспоминает отец Димитрий. В институте у ребят был так называемый кружок, который интересовался духовностью. В то время была популярна восточная духовность, к ней и устремил первоначально свое внимание юноша. Молодые люди тогда покупали журналы с критическими статьями по восточной философии, но читали их не ради критики. В журналах цитировали основные постулаты восточной религиозной мировоззренческой системы. Ради этих цитат студенты и штудировали советские журналы, пытаясь своими силами разобраться и найти истину.

После института батюшка отработал положенные два года. Хотя работа, по его словам, была очень интересной, молодой Дмитрий понял, что это не его. Нужно было менять профессию. Молодой человек выбрал психологию. Так он оказался в ЛГУ на психологическом факультете.

«Мне казалось, что изучив психологию, точно смогу разобраться в духовности», – говорит батюшка.

Однако очень быстро молодой человек понял, что психология занимается работой психики, и к духовности не имеет отношения. В то же время пребывание его в Петербурге было промыслительным. Здесь студент-психолог встречался и общался с представителями разных восточных течений, но сердце подсказывало: нужно креститься.

«Чувствовал прямо!» – вспоминает отец Димитрий.

Таинство Крещения будущий священнослужитель принял в храме Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, где часовня блаженной Ксении Петербургской. Постепенно начался поворот сознания в сторону православной веры.

«Восточные религиозные традиции не удовлетворяли, в них не было самого главного, сердцевины. Любовь у них больше технологическая, нет понятия о жертвенной любви, как в христианстве, как апостол Павел говорит: я готов сам умереть, лишь бы мои братья пришли к Христу», – рассказывает священник.

Как-то, уже после окончания университета, будущего отца Димитрия познакомили с протоиереем Николаем Седых, тайным монахом. Он руководствовался наставлениями старицы схимонахини Михаилы, а после ее смерти – известного схиархимандрита Виталия (Сидоренко). По всей видимости, для того, чтобы помогать молодым ищущим интеллигентам, протоиерей Николай интересовался и имел познания в совершенно разных сферах, и обратиться к нему можно было с любым вопросом. Началось общение. В какой-то момент отец Николай сориентировал молодого человека на работу в Церкви. В это время они с товарищами по работе уже паломничали по монастырям. Чтобы принять окончательное решение, Дмитрий с другом оправились в Оптину пустынь.

«В тот момент, когда мы вышли из поезда и приехали в Оптину, умирает моя тетя в Геленджике. Дядя был болен, детей у них не было, пришлось ехать в Геленджик, чтобы ухаживать за ним», – вспоминает батюшка.

Отец Димитрий тогда не предполагал, что это событие окажется судьбоносным. Взял благословение у отца Николая, который наказал ему в Геленджике найти работу в храме. Будущий батюшка послушание исполнил, устроился в храм, где настоятелем был известный священник Николай Гетман. Здесь Дмитрий нес самые разные послушания: пономаря, сторожа и даже дворника. Спустя два года в Геленджик приехала крестница отца Николая. Девушка окончила регентскую школу Московской Духовной семинарии и приехала в храм управлять хором. Так Господь устроил знакомство отца Димитрия с матушкой.

«Я вообще совершенно искреннее собирался монашество принимать, – рассказывает батюшка. – Но мне и отец Николай Воронежский сказал, и к отцу Илию в Оптину я ездил спрашивать, все сказали – жениться. Потом еще несколько лет ждал, пока появится избранница».

На вопрос, как Вы поняли, что это именно она, батюшка ответил твердо: «Я сразу понял, что это та, которую я ждал всю жизнь».

В дальнейшем состоялось венчание, священническая хиротония. А затем ношение тягот. Сын-первенец родился инвалидом детства.

«Ни ходить, ни говорить не будет», – вынесли приговор врачи. Советовали сдать ребенка или хотя бы не лечить в случае болезни, чтобы малыш умер своей смертью.

Сколько мытарств пришлось пройти молодым родителям, сколько врачей объездить, пока пришло решение: нужно остановиться на одном докторе и последовательно выполнять его рекомендации.

«Мы тыкались-мыкались, как утопающий за соломинку, – говорит матушка Галина. – И туда, и сюда, и в Москву, и в Питер, а потом поняли, что надо остановиться на одном враче. Она до сих пор работает, очень хорошая врач Турникова Жанна Анатольевна. Она с полутора лет Сергея вела. Каждые три-четыре месяца мы ездили в Москву на лечение. После первого лечения он начал ходить».

«Это стандартный путь, которым проходит любой родитель особенного ребенка. Сначала вопросы: почему, за что и т.д. А потом потихоньку понимаешь, что это твое счастье. Начинаешь более глубоко воспринимать какие-то вещи, начинаешь понимать других, от души молиться. И отец Николай Воронежский любил повторять: вы счастливые! Вас этот Бяша – он Сережу Бяшей называл – спасет!» – улыбается отец Димитрий.

Много интересного рассказали супруги. Как вел и ведет Господь, как чудесно иной раз утраивались события, как помогали люди.

На вопрос, в чем секрет семейного счастья, матушка Галина отвечает: «Как бы ни было хорошо или плохо, главное – понимать друг друга».

«Я тоже хотел это сказать, – присоединяется отец Димитрий. – Я обычно на венчании всем говорю, что цитата апостола Павла «Носите тяготы друг друга и так исполните Закон Христов» идеально подходит и для спасения человека, и для семейной жизни. Я считаю, что это универсальный принцип, по которому надо жить».

Встречи «Семейного клуба» проходят в рамках проекта Комплексная социальная поддержка и защита семей в трудной ситуации «В кругу семьи». Проект реализуется при помощи средств Фонда президентских грантов.

Пресс-служба Отдела социального служения и благотворительности Екатеринодарской епархии