Киноклуб в кризисном центре для женщин «Светлая обитель» — уроки любви

124

В Кризисном центре помощи беременным женщинам и матерям с детьми «Светлая обитель» Екатеринодарской и Кубанской епархии регулярно проходят кинопросмотры. Совсем недавно подопечные смотрели художественный фильм 1982 года «Не могу сказать «Прощай». Фильм с характерными персонажами и яркими эпизодами. После просмотра состоялось обсуждение.

Для чего в стенах Кризисного центра проводятся подобные мероприятия и в чем они сами видят смысл киноклуба? Эти вопросы мы решили задать помощнику руководителя Кризисного центра диакону Василию Максютову и непосредственно нынешним подопечным.

Напомним, что в «Светлой обители» находят приют женщины в ситуации репродуктивного выбора и молодые мамы с детьми, по каким-либо причинам попавшие в сложные обстоятельства. Подопечные постоянно меняются – одни, родив, уходят в самостоятельную жизнь, на их место приходят другие. Бывает и так, что возвращаются снова. Мы застали трех молодых женщин, две из которых уже с малышами и одна на сносях. Кто-то хлопотал на кухне, кто-то допивал чай и кормил малыша.

Здесь же в кухне на стене телевизор. Специально для киноклуба. Фильмы для просмотра привозит в «Обитель» диакон Василий Максютов. Он же подбирает картины. Они могут быть разные – и художественные, и документальные. Чаще старые советские. «Потому что именно они в большей степени приучают думать», – говорит отец Василий.

Когда к просмотру было все готово, подопечные сдвинули в ряд стулья, и небольшая кухня превратилась в кинозал. С первых кадров окунаемся атмосферу начала 80-х и знакомимся с главными героями. Контуры их личностных портретов обрисованы почти с самого начала. Сергей – самоуверенный, даже самовлюбленный молодой человек, как говорится, первый парень на деревне. Скромной внешности девушка Лида. Яркая эффектная блондинка Марта. Именно эти две особы становятся главными героинями фильма.

Сюжет картины одновременно и прост и драматичен. Лида влюбляется в Сергея, но он женится на Марте. А потом случается трагедия, в результате которой Сергей оказывается прикованным к постели. Эффектная Марта не выдерживает испытания и сбегает от супруга. Лида, узнав о беде, приезжает к Сергею. Саму Лиду любит местный милиционер. Получается даже не треугольник, а любовный четырехугольник.

Собственно, фильм о любви: неразделенной и разделенной, о счастливой любви, о том, какой должна быть любовь, точнее, какой она только и может быть, если, в самом деле, настоящая. В фильме много переплетений человеческих судеб.

Подопечные сначала смотрят в полной тишине. По ходу разворачивания событий периодически слышится шепот: «Классный фильм, да?»

Кино и вправду наполнено драматичными моментами. «Жизненный фильм» — скажут потом подопечные и признаются, что в персонажах они узнали себя. Во время просмотра у них на глазах то и дело блестят слезы. Они, прошедшие через множество жизненных перипетий, понимают главную героиню Лиду! И, как потом скажут, ассоциируют себя с ней. Выяснят, что ее главные качества терпение и целеустремленность. Именно они не только тронули сердце Сергея, но и сотворили чудо – обреченный, казалось, инвалид пошел на поправку, а затем и вовсе выздоровел.

После просмотра состоялось обсуждение. Пока готовились к чаепитию, женщины делились мнениями.

— Я много лет не смотрела вообще никаких фильмов – некогда, да и желания не было. А тут такой сильный фильм! Очень тронуло, – спешит поделиться впечатлениями Елена, пока происходит подготовка к обсуждению. – Я себя сразу узнала в главной героине.

Женщины обмениваются мнениями, в которых солидарны – подобные фильмы ближе, чем современные зарубежные, потому что способны воздействовать на душу.

«Давайте присядем», – слышится голос отца Василия, приглашающий за стол для обсуждения увиденного фильма. В чашках уже налит чай, на столе нехитрое угощение. Отец Василий объясняет основную цель обсуждения:

— Мы собираемся не для того, чтобы просто поговорить. Основная задача наших встреч – попытаться через героев и сюжетную линию фильма посмотреть на себя, увидеть в себе что-то неправильное, постараться понять, что и где мы делаем не так. Взглянуть под другим углом на то, что казалось очевидным, но в реальности может таким не являться. Все зависит от того, как мы будем смотреть на этот мир. Можно смотреть на него со своей точки зрения, но это не всегда будет правдивый взгляд. Правда может быть совсем другой. Мы собираемся здесь именно для того, чтобы вы с помощью этих фильмов могли хотя бы немного изменить свою жизнь, – акцентировал отец Василий.

Именно этой цели – помочь женщинам изменить свою жизнь – служат все сферы деятельности «Светлой обители». Помощник руководителя Кризисного центра утверждает, что старается через кино, как наиболее понятный и доступный вид искусства, сеять в молодых женщинах семя духовного отношения жизни, привести их к правдивому взгляду на самих себя, без прикрасы самооправдания. Увидеть неправду в самих себе часто для многих сначала бывает сложно – человеку свойственно искать оправдания своих действий. Со стороны всегда виднее. В этом смысле кино может отдаленно напоминать притчи.

Поэтому вопросы, которые задавал отец Василий, требовали работы мысли. Например, самый первый вопрос, который напрашивался по сюжету фильма: «Что такое красота? Нужна ли она для счастья?» Для женщин он оказался непростым.

— Все по-своему красивы. А для счастья красота, наверное, не очень важна, – рассуждает Валерия.

— Красота внешняя или внутренняя? – уточняет вопрос Елена и добавляет, – одна без другой невозможна.

— Но ведь возможна же была в сюжете фильма, – возражает диакон Василий.

— А чем закончилась в фильме попытка построения счастья на фундаменте только лишь внешней привлекательности? – задаются уже более серьезным вопросом подопечные.

Постепенно разговор стал более глубоким и искренним, не переставая при этом оставаться живым и эмоциональным. Это уже более походило на дружескую доверительную беседу. Женщины не просто вспоминали те или иные эпизоды фильма, важно было понять мотивацию поступков персонажей. А для этого иной раз приходилось припоминать даже как будто мимоходом брошенные реплики героев картины. Это то, на что обычно рядовой зритель не всегда обращает внимание. Но поскольку киноклуб в «Светлой обители» проводится не ради досуга, отец Василий особенно акцентирует внимание подопечных на таких деталях. Дело здесь, не в сугубой тщательности. Для того, чтобы совершать меньше ошибок, необходимо научиться анализировать свои поступки, быть внимательным к своим словам и мыслям. Кино в данном случае используется как пример, размышляя над которым можно провести аналогию со своей ситуацией.

— Я почти весь фильм проплакала, – довольно эмоционально отвечает Елена на вопрос. – Жизненный фильм! Если мы посмотрим на себя внимательно, то можем найти в себе качества каждого из персонажей. Ведь в каждом человеке намешано много разных свойств. Считаю, что эти просмотры полезны на пути каких-то осознаний, тем более, что мы, как правило, чаще замечаем не достоинства, а недостатки. Это большой труд, работа над характером.

Елена в «Светлой обители» всего несколько дней. У нее на руках замечательный мальчонка. Иногда посреди фильма он издает громкий крик, и тогда мама спешит успокоить малыша какой-нибудь вкусняшкой. На киноклубе Елена присутствует впервые.

А подопечная Валерия в Кризисном центре проживает уже несколько месяцев. Она смотрела здесь уже не один фильм. Говоря о киноклубе, утверждает, что просмотр фильмов помогает ей лучше разобраться в себе:

— Хорошо, что здесь организованы кинопросмотры. В прошлый раз смотрели документальный фильм про гражданский брак. Какой в нем глубокий смысл! Я после этого задумалась. Ведь за красивым словосочетанием скрывается пустота. Это не семья, а сожительство, люди живут как соседи. Поэтому кинопросмотры это не развлечение. Мы учимся думать, смотреть на себя со стороны, видеть какие-то свои качества. Это, наверное, и есть основная цель, задуматься и разобраться в себе. Может быть, поставить себя на место этих героев.

Разбирая в ходе обсуждения каждого персонажа в отдельности, постепенно подошли к вопросу, наверное, самому главному – обладал ли хоть один из персонажей фильма качествами, которые присущи настоящей любви к человеку. Любви, которая побуждает действовать вопреки своим желаниям.

— Когда главная героиня мчалась на машине, желая сбить своего несостоявшегося суженого вместе с его избранницей, была ли это любовь? – задает вопрос отец Василий. – Какие причины подвигли ее на такой поступок?

— Наверное, хотела отомстить, – предположила Елена.

— Она же его любила! – возражает отец Василий.

— Ослепла от любви, – отвечают женщины.

После обмена рассуждениями и мнениями приходят к пониманию, что поначалу поступками главной героини двигала не любовь, а страсть. Именно страсть ослепляет, поясняет отец Василий, напоминая немного ранее сказанную самими же женщинами фразы.

Самая важная задача – развернуть беседу в духовное русло, когда на примере персонажей можно уже говорить об изменении себя, как о покаянии, о любви, как о Евангельской, которая вся без остатка нацелена на другого. Но это невозможно без правдивого взгляда на самого себя, без трезвого видения себя. Такой взгляд – залог нормальных здоровых отношений.

— В семье не может быть виноват один, спрос всегда должен быть с обоих, – подводит итог отец диакон. – Но этот постулат каждый должен применять по отношению к себе, а не к супругу.

Отец Василий выкладывается полностью. Мероприятие действительно проходит не для галочки. Важен результат. Об этом радеют все сотрудники Кризисного центра. Все, что делается в Центре, начиная от самых простых вещей – уборки, готовки, и далее общение со священником, с психологом, направлено на то, чтобы подопечные могли измениться. А правильнее сказать, положить начало. Потому что процесс преображения души бесконечен.

Кинопросмотр давно завершен, а беседа с подопечными все еще не заканчивается. Теперь уже они задают вопросы касательно своих жизненных недоумений.

«Наша задача – сеять, – говорит отец Василий. – Мы со своей стороны стараемся делать все, что можем. А результат зависит от них самих. От их выбора. Если семя даст всходы, значит, они не зря пришли в «Обитель».

Текст: Евгения Оганова

Фото: Ирина Кузнецова