По образу Божию и подобию.

Праздник Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа.

Ты задумывался, дорогой читатель, чему можно научиться в праздник Нерукотворенного образа Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа? Иконопочитанию?

Да! Ведь это – первая икона, чудесно явленная Самим Господом. И не только. В этот день мы должны постараться увидеть образ Божий в себе. Ведь мы созданы по образу Божию и подобию.

Есть ли в нас образ этот, неизреченно дивный, потерянный с падением Адама? Воссоздаем – созидаем ли мы себя в образ и подобие в Господе Спасителе? Ведь это воссоздание – и есть спасение.

Трудное дело – воссоздание. Что оно значит? Создание снова. Как прежде. Это – как икону реставрировать. Но как старинная икона темнеет, так и отреставрированная может испортиться. Как первозданный потеряли мы образ, так можем потерять и воссозданный.

И кто знает, цел ли он у нас? Так давай войдем в себя. Рассмотрим, что там есть? И сравним с образом, дарованным Адаму. К этому зовет нас святая Церковь в праздник Нерукотворенного образа. Словно говорит каждому из нас: «Глядя на этот чудный Нерукотворенный образ, вспомни, что и в тебе есть свой нерукотворный образ».

Давай откликнемся на призыв Матери Церкви. И начнем это важное дело – рассмотрение самих себя. А поможет нам в этом святитель Феофан Затворник. Он объяснит, что такое образ и подобие Божие. Расскажет, как они восстанавливаются в человеке, принявшем Крещение во Христа.

И откроет нам, как можно определить, цел ли в нас образ Божий? Есть ли хоть немного подобия? Образ и подобие Божии относятся не к телу, а к душе. Образ Божий находится в самом естестве души. Душа наша – невещественна, проста, духовна, бессмертна, разумна и свободна.

Все это – образ Божий. А подобие приобретает человек трудом души. Сначала душа должна правильно распорядиться своим разумом и свободой. Если сумеет – познает истину, усвоит ее себе и будет жить по ней. И тогда сердце сможет украситься добродетелями.

Кротостью, милосердием, воздержанием, смирением, терпением… В этих дивных добродетелях и заключается подобие Божие. Помнишь, Спаситель говорит: будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный? Милосердие – словно один из солнечных лучей в свете добродетелей – одна черта подобия Богу.

И кто усвоит ее себе, тот будет в этом отношении богоподобен. Человек вышел из рук Творца чистым. И образ Божий в нем был чист и совершенен, и богоподобие полно, сколько вмещало первозданное естество человеческое. Когда же пал человек, то образ и подобие Божие испортились, исказились, омрачились.

Вместо добродетелей пришли страсти и пороки. Вместо истины вошла в ум ложь, разум перестал познавать добро. Свободу связали дурные склонности и привычки. В самом естестве своем душа огрубела – оплотенела, предавшись плотским наслаждениям.

Ты знаешь, что сделал Милосердый Бог, чтобы нас спасти и вернуть нам образ Свой и подобие. Единородный Сын Божий – сияние славы и образ ипостаси Отца – Себя умалил. Стал человеком. Пришел на землю – в обитель плача. И устроил на земле Святую Церковь. Даровал Церкви Своей Божественное Слово и Святые Таинства.

Так на земле появилось единственное место, где может человек снова создать себя по образу и подобию Божию. В нашей святой православной церкви мы принимаем верой Слово Истины, ею содержимое. И получаем благодать чрез Святые Таинства.

Так облекаемся в образ Христа Спасителя – во образ Божий. Образ Божий сияет в нас по милости Господней – через благодать Крещения. Подобие достигается только с нами – нашей волей, нашими усилиями.

Представь себе художника, который сначала обозначает образ человека одними чертами, а потом уже расцвечивает красками. Так и благодать Святаго Духа сначала в Святом Крещении делает человека таким, как он был до падения, – восстанавливает образ.

И, если человек усердно желает красоты – подобия – и готов для этого на подвиг, Господь помогает ему. Благодать Божия, как дивный художник, добродетель за добродетелью расцвечивает душу, от красоты к красоте возводит ее к подобию. И становится тогда человек совершенным, по образу и подобию Божию.

Как же этого достичь? В Святом Крещении умирает человек для жизни греховной. И рождается от Духа Святаго для жизни духовной и святой. Облекается во Христа. И получает силу жить свято. Эта сила восстанавливает в нем образ Божий. А чтобы достигнуть подобия, сила, данная в Крещении должна укрепиться.

А для этого надо упражнять эту силу. Как? Стараться жить, избегая лжи и греха, истребляя в себе зло и страсти и насаждая добрые расположения. А кто через грех теряет благодать Крещения, тот возвращает ее чрез Покаяние.

Так, восстановив образ Божий, начинает снова трудиться над восстановлением подобия, которое должно обнять весь состав бессмертной души. И мысли, и расположения, и чувства. Хочешь трудиться над красотой своей души? Тогда тебе надо непременно узнать, как сделать богоподобными ум и волю, и сердце.

Ум богоподобен, когда он ясно ведает Символ веры. Ведает – знает, понимает и принимает искренне. Почему именно Символ веры? Потому что в нем все то, что сделал для нас Бог. Апостол Павел говорит о себе и обо всех апостолах: мы же имеем ум Христов (1 Кор. 2, 16).

Этот Христов ум апостолы передали Церкви и верующим в слове живом и писаном. А Святая Церковь собрала это слово воедино и изложила кратко в Символе веры. Итак, кто ведает и искренно содержит все, чему учит Символ веры, тот имеет ум Христов! А подругому – у него ум подобен уму Христову, богоподобен.

Воля – деятельная сила становится богоподобной, когда она украшается добродетелями Господними. Помнишь, где о них Спаситель говорит? Конечно, в заповедях блаженства! Если знаешь эти чудные заповеди, легко сможешь составить лесенку из этих драгоценных блаженств.

Смирение, сокрушение – плач, кротость – терпение, правдолюбие – стремление к Богу, милосердие, чистота сердечная, прощение обид – мир Христов. Свою волю направить ко Господу – значит одеться в светлую одежду добродетелей. Апостол Павел учит, что нам надобно облечься в нового человека – по образу Создавшего (Кол. 3, 9-17).

И поясняет, в какой образ: благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение. Учит мир в себе водворять и все творить с чистым побуждением, во имя Господа Иисуса и славу Божию. Все это и содержится в заповедях блаженства.

Сердце делается богоподобным, когда оно отказывается от всех привязанностей земных и прилепляется к небесным. Об этом отказе – отрешении от земного – так заповедует апостол: надо так жить, чтоб имеющие жен были как бы не имеющие, плачущие, как не плачущие и радующиеся, как не радующиеся, и покупающие, как не приобретающие, и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся (1 Кор. 7, 29-31).

Надо так настроиться, чтоб все бывающее в мире было чуждо нам, проходило около нас, не возмущая и не касаясь нашего внутреннего. Трудно? Да! Возможно? Конечно! Ведь для Христа нет ничего невозможного. Надо только всей душой стремиться к Небесному, о Горнем мудрствовать, а не о земном.

Помнить наставления апостола: Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3, 1-3). Будем искать этой жизни – единственной настоящей, а Господь нам даст и свет, и силу, и тепло, и радость. Теперь ты знаешь, какой должна быть душа твоя. Рассмотри ее – свою душу.

Понаблюдай за собой: о чем ты думаешь, к чему стремишься, во имя чего живешь и действуешь, к чему привязано твое сердце. И сравни с тем образом и подобием, которыми должна быть украшена душа. Если что-то найдешь доброе – благодари Господа.

А если увидишь, что не хватает тебе какой-то добродетели – приобрести постарайся. Проси у Господа, и Он поможет! Если образ Божий, восстановленный во Святом Крещении, затемнен и поврежден смертными грехами, надо обновить его в Покаянии. Если цел образ, смотри, есть ли подобие?

Читай Символ веры и размышляй. Все ли знаешь? Так ли знаешь, как должно знать? Если не все знаешь, узнай. Если о чем не так думаешь, изгони богопротивные мысли и возьми мысли Божии. Изучай заповеди блаженства. Подумай, есть ли в тебе эти добродетели? Какие есть, те храни и укрепляй.

Каких нет, те постарайся приобрести. Возьми сердце свое: смотри и слушай. Где его сокровище? Чем оно живет и в чем его радость и счастье? Если увидишь, что для него жизнь – Христос и смерть – приобретение (Флп. 1, 21), благодари Господа. А если увидишь, что оно все опутано пристрастиями земными?

Начинай отрешать – отвязывать, отрывать сердце от его пристрастий понемногу. Но все-таки поспеши, чтоб смерть не застала. Ибо кто привязан к земле, тому тяжело умирать. Если мы станем так действовать, понастоящему исполним урок праздника Нерукотворенному образу Божию.

А если сумеем с помощью Господа нашего очистить от повреждений и восстановить красоту первозданного образа и подобия в нас, то исполним волю Божию о нас. Ибо воля Божия – святость наша. Господь, чудесно отпечатлев образ Свой на убрусе, да возьмет, как убрус, и нашу душу.

Да напечатлеет в ней не только образ, но и подобие Свое. Да сподобимся и мы войти в нерукотворенное Царство Его.

По проповеди Святителя ФЕОФАНА затворника Вышенского.