Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла.

Каждый год с наступлением дня первоверховных Апостолов в Церкви Христовой звучат слова Господа, сказанные Своему избранному сосуду Павлу: «Сила Божия в немощи совершается». Слова, напоминающие нам о главном. Чтобы мы ни делали, как бы ни старались, как бы ни трудились, спасает нас Христос. Только Им и делается дело Божие. Только Им очищается и созидается душа наша.

Только Он дает нам спасение. Всё от Него, Им и к Нему. Нет другого пути ко спасению. «…Сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим!» – звучит ежедневный призыв с амвонов храмов Божиих.

Давай постараемся с тобой услышать этот призыв, дорогой читатель. Вспомним, что без Господа мы не можем ничего. И приблизимся ко Христу. И поучимся великому смирению и великим трудам у Апостолов, чья сила совершалась в немощи и была силой Божией.

Хочешь найти сокровищницу добродетелей духовных? Хочешь хоть немного приблизиться к Божественной жизни, открывшейся чрез явление Бога во плоти? Читай жития Первоверховных Апостолов Петра и Павла, их деяния и послания их.
Оба они предали души свои за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа.

Оба пасли овец стада Христова. Один, будучи камнем веры, первый утвердил братию, рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по Воскресении. И первый разъяснил, что к Церкви, состоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присоединять обращающихся из язычников (Деян. 15, 7-11).

Другой, будучи избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово народам, которые еще не слышали о Христе, прошел со словом проповеди едва не всю известную тогда вселенную. И «возрадовалась земля сухая и необитаемая» (Ис. 35, 1), а земля эта – сердца язычников.

Оба они, в равной мере исполненные любви ко Христу, всю жизнь посвятили проповеданию Слова и трудам апостольства. И оба запечатлели мученическою кончиною свою любовь ко Христу. Петр, вначале отрекшись от Христа, потом всю жизнь в покаянии следовал за Ним как бы на распятие, претерпев искушения огненные и наветы сатаны.

Так исполнил слова Христа: «Иди за Мною». Павел, призванный из гонителей, всё считал за сор, чтобы приобрести Христа. И желал от Христа быть отлученным, чтобы привести к Нему братию по плоти – Израиля (Рим. 9, 3). И мученически окончил свое течение, чтобы получить венец правды.

Оба оставили последующим церквам, возникших из ими основанных, свои писания, полные назиданий. В посланиях их доселе живет Дух, открываясь читающим и слышащим. Петр своими писаниями утверждает веру, ослабевающую в искушениях, для очищения нашего посылаемых. Павел раскрывает неисчерпаемое богатство премудрости и ведения, заключенное во Христе для всех народов.

Поэтому и в нас должны быть всегда живы эти образы Апостолов, «весь мир ученьми своими просветивших и вся концы, следовательно и нас, ко Христу приведших».
Но видим ли мы это в действительности? Как немногие из нас читают их писания и как мало стараются уразуметь их!

Как часто с полным равнодушием оставляем мы Слово Божие, «живое и действенное, во век пребывающее», проникающее в самые сокровенные мысли души и обличающее их со всею ясностью. Как часто обращаемся к мудрости земной, «по стихиям мира», нисколько не раскрывающей нам Божественной премудрости, сокрытой во всем мире и в жизни человечества!

Откуда неверие и маловерие в наше время? Не оттого ли, что мы не хотим слышать и знать о той вере живой, пламенной? Вере, не из мнений или помышлений плоти и крови возникшей, а из Небесного Божественного Откровения, какую имел называемый камнем Симон Петр. Не оттого ли все более и более оскудевает любовь христианская между народами, что совсем забыли о Павле, которого «уста были всегда отверсты и сердце расширено»?

Доколе стоит мир, он будет стоять лишь на двенадцати основаниях, которые суть двенадцать Апостолов Христовых. Приступим же ко Христу, Камню краеугольному, и, подобно камням живым, будем устроять из себя дом духовный и священство святое (1 Пет. 2, 5).

А если будем строить на ином основании, то испытанию огня подвергнется дело каждого. И огонь всё более и более будет разрушать настоящий мир, чтобы явились «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2 Пет. 3, 13).

Итак, пока медлит еще Господь Своим Пришествием, исполнимся страха пред Ним. Пусть святой этот страх побуждает нас к благочестивой и святой жизни. А из светлого страха рождается любовь к Искупителю нашему, принесшему Себя за грехи наши, Господу Иисусу Христу.

Полные неизъяснимой красоты духовной образы святых Первоверховных Апостолов всегда сильны будут поддержать нас в постигающих искушениях и исполнить любовью к Богу. Только бы захотели мы в них искать поддержки для себя. Давайте же будем чаще читать писания их, чтобы всегда находить в них обильную пищу для ума и сердца.

Давайте будем черпать из этого источника высшей радости в печальном и исполненном скорби в мире сем. Поспешим же, пока Церковь стоит на земле, пока еще слышится в мире вещание Апостолов и хранятся глаголы их.

По проповеди священномученика ФАДДЕЯ (Успенского)