Путь души к Богу.

Искать не только Божиего, но Бога.

Как вы думаете, чем мы спасаемся? В наше время можно услышать, что человек может спастись своими добрыми делами, что их одних уже довольно для спасения. Если прежде говорили, что Бог спасает человека, сегодня есть представление, что человек сам спасает себя, а Бог дает ему вечную жизнь, как обязательную награду за его труды.

Спросите у современного человека, что такое вечная жизнь. Он ответит: «Это рай, это место дивной красоты и вечной радости. Это место и состояние, где нет зла, смерти, тления, болезни и печали, где ничто не омрачает человеческую душу.

Вечное пребывание там, где пребывают Ангелы и святые и куда нисходит Божество Своим неизреченным светом». Чего не хватает в этом рассуждении? Пропущено главное – Бог дает не только Свое, что само по себе уже превосходит человеческий ум, но дает Себя Самого, делает человека богом по благодати.

Перед этим даром все человеческие деяния не могут не явиться бесконечно малыми. Господь дает нам то, что превышает все человеческие понятия: дает Себя Самого. О каких заслугах может быть здесь речь?

Как можно «заработать» Бога, как можно получить в награду Бога? Здесь тайна Божественной Любви к человеческой душе. Нужно только услышать зов этой Любви.
Беда современных христиан в том, что они ищут Божиего, как своего наследства, но не ищут Самого Бога, как источника вечной жизни.

Им непонятно, что значит достигнуть подобия Божия. Не понимая, они и не желают этого; они желают лишь возвращения потерянного рая, как дивно прекрасного сада, где цветут небесные цветы, где нет старости и смерти. Для них добрые дела становятся своего рода гарантией получения вечного блаженства.

Но тайна воплощения Сына Божия, тайна искупления – не только возвращение в безгрешное состояние. Это и путь души к Богу через причастие Его Божественного света, через восхождение и озарение, через вхождение в Божественную жизнь. Путь вечного, бесконечного богоуподобления.

На Кресте Господь заменил нас Собой. В Церковных Таинствах Дух Святый подготавливает человеческую душу к новой жизни через соединение с ней. Спасение – это великий дар. Нельзя смотреть на него, как на нечто должное и соответствующее достоинству самого человека.

Нельзя забывать о главном – о высшей цели человека. Конечная и в то же время бесконечная цель для человека – это обожение, уподобление Богу. Оно осуществляется только посредством благодати. Благодать сообщается человеку лишь в Церкви, в этом поле вечного Божественного света, который взаимодействует с человеческой душой и незримо просвещает ее.

Грех – это отвержение благодати.

Таинства Церкви имеют своим основанием искупительную жертву Христа Спасителя. Господь, возлюбив нас еще до нашего существования, исполнил всё, чтобы даровать нам не только Свои неизреченные блага, но и Себя.

В спасенных Он видит отражение Своего неизреченного образа. И пребывает в них как в живых, бессмертных, нерукотворных храмах. Для них Он всё – начало и конец.
Без освящения благодатью спасение невозможно.

Те, кто говорит о спасении через одни только добрые дела, тем самым проводят некий знак равенства между этими делами и дарами Божиими. А добрые дела – лишь условие для проявления и развития чувства любви, поскольку любовь к Богу и любовь к людям неотделимы друг от друга.

Человек с его добрыми делами, надеющийся за них получить спасение, похож на нищего, который, собрав несколько медных монеток, считает, что на них можно купить царский дворец.

Для спасения необходимо преображение человека. Это преображение Духом Святым начинается на земле, в Церкви. А с переходом в Церковь Небесную не кончается никогда. Только благодатью Духа Святаго, действующего в Церкви, душа человеческая может пройти свой путь к Богу.

По статье архимандрита РАФАИЛА (Карелина)