Как строить отношения с ребенком — начался новый цикл православных психологических встреч

41

При Свято-Ильинском храме Краснодара начал работу очередной цикл тематических групп психологической поддержки для родителей и детей. Новый курс посвящен вопросу умения выстраивать психологические границы в общении с ребенком. Тема оказалась довольно востребованной – 14 марта на вводное занятие собрались около 40 человек. Цикл ведет православный психолог Марианна Денисова.

На встречу пришли матери и отцы с детьми, бабушки с внуками. Несколько семей в зале были многодетными.  При кратком знакомстве взрослые постарались обозначить причины, которые побудили их посетить данные тематические встречи. Выяснилось, что практически у каждого есть определенные сложности в общении с детьми. В целом, большинство пожеланий выразилось в двух запросах: как распознать границы ребенка и не нарушать их, и как ребенку не нарушать границ родителей.

Первая встреча носила скорее ознакомительный характер. Вместе с психологом разобрали определение психологических границ, постарались понять, где заканчиваются границы одного члена  семьи и начинаются границы другого, обозначили различие между внутренними и внешними границами. Марианна Денисова отметила, что тема границ в психологии новая, она получила осмысление и развитие всего около десяти лет назад. Чтобы не было путаницы в понятиях, специалист предложила использовать определение «личное пространство». Для того, чтобы было более понятно, что это такое, провели простой иллюстративный эксперимент, в ходе которого стало наглядно ясно, что нарушение границ порождает отрицательные эмоции.

«Это первый звоночек – если вы чувствуете отрицательные эмоции, значит, ваши границы нарушены», – говорит Марианна Денисова.

Вообще, тема границ довольно тонкая и деликатная. Тем более, когда речь идет о детско-родительских отношениях. Психолог пояснила, что дети — это особая категория. За детей родители несут ответственность перед Богом, напомнила Марианна Сергеевна. Здесь не всегда работают общепринятые законы границ. Особенно, в вопросе внешних границ, которые имеют отношение к здоровью ребенка.

«Внешние границы касаются, прежде всего, поведения. Ребенок должен четко знать, чего нельзя делать – например, не совать пальцы в розетку, не играть на проезжей части. Если ребенок всю ночь сидит за компьютером, мама обязана вмешаться. Здоровье ребенка не может быть его личными границами. Внешние границы родители должны соблюдать железобетонно, и за несоблюдением этих границ ребенком должно следовать наказание», – говорит специалист.

Другое дело, что со стороны родителей не должно быть крика, который всегда является признаком слабости и точно нарушает личные, т.е. внутренние границы ребенка, предупреждает психолог. Нужно стараться спокойно доносить информацию. Поэтому в данном вопросе есть над чем работать и детям и взрослым.

Слушатели, не только родители, но и дети, принимали самое непосредственное участие в лекции, задавали много вопросов. В словах родителей, пришедших на занятие, нередко слышались растерянность и тревога. Примеры из жизни приводили самые разные, но во всех случаях вырисовывалась одна общая проблема – дети не слышат родителей. Диалог не складывается. Многие родители боятся потерять детей. Потерять не физически, хотя при самом серьезном раскладе и это может быть. Потерять взаимопонимание, в котором и так, как они говорят, немало сложностей и нюансов.

— Информация, которую услышала здесь, очень полезна, постараюсь применять на деле, – делится впечатлениями Юлия. – У нас как всегда проблемы отцов и детей. Сейчас социум диктует такие правила, что дети ведут себя очень враждебно по отношению к родителям. Чтобы решить эти проблемы традиционными родительскими способами, нужно жить за городом. В городе тяжело, особенно, когда ребенок идет в школу и встречается там с другой культурой.

Другую маму волновал вопрос, где та грань, которая отделяет естественные психологические границы от того, что зовется эгоизмом? Отстаивая свои границы и заявляя об этом родителям, не будет ли ребенок на самом деле отстаивать свои эгоистические желания, лукаво подгоняя их под свое право на личное пространство? Может возникнуть и встречный вопрос: не будут ли родители проявлять в отношении детей собственничество, решая в какие секции им ходить и в какие вузы поступать?

Эти вопросы будут рассматриваться в ходе следующих встреч. А пока Марианна Сергеевна обратила внимание на то, что потребность в свободе одна из главных потребностей и она есть у каждого. И напомнила о свободе воли, которую Господь дал каждому человеку:

«Господь не вмешивается в нашу свободу. В Новом Завете есть Его слова: стою у двери и стучу. И войду только к тому, кто сам отворит», – завершила психолог.

Благодаря финансовой поддержке Фонда Президентских грантов занятия проводятся бесплатно. Группы собираются по вторникам в 17 часов.  С расписанием можно ознакомиться на сайте Екатеринодарской епархии в разделе «Анонсы».

Тематические встречи групп психологической поддержки родителей и детей проходят в рамках проекта «Служба профилактики социального сиротства, сохранения и сопровождения семьи «Семейный круг 2.0», реализуемого СО АНО ПНСН «Благой дар Кубани».

Текст: Евгения Оганова

Фото: Ирина Кузнецова