Проповедь митрополита Екатеринодарского и Кубанского Павла (Пономарева) в неделю 21-ю по Пятидесятнице

310

В воскресенье, 1 ноября 2020 года, в неделю 21-ю по Пятидесятнице, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Павел (Пономарев) совершил Божественную литургию в Покровском храме станицы Елизаветинской.

В завершение Божественной литургии митрополит Павел обратился к верующим со словом назидания.

Хочу сердечно поздравить вас с праздничным воскресным днем! Сегодня я посещаю станицу Елизаветинскую, решив познакомится с нашими прихожанами, священнослужителями. Нашим прихожанам я рассказываю свои впечатления о посещении того или иного храма, и хочу обратить ваше внимание, что я буду продолжать так знакомится с вами, посещая храмы.

Чтобы услышать, как поют наши верующие, певчие, чтобы посмотреть на вас, пообщаться с вами, вместе помолиться, послушать Слово Божие, поразмышлять об этом. Потому что каждый раз, когда мы слышим Слово Божие, для нас это замечательный повод для размышлений.
Неслучайно Христос Спаситель общался с людьми, разъяснял им слова Евангелия – Благой Вести. И как в те далекие времена, так и сегодня, Он обличал людей, потому что Он проповедовал, а люди занимались своими делами. Ничего не изменилось, прошло 2000 лет, а люди остаются теми же. Спаситель обращался к ним, а люди говорили: «послушаем в следующий раз». Так было и с проповедью апостола Павла. А вот когда кормить начинали, тогда все тянулись.

И Христос иногда, обличая людей, говорил: «Вы ходите за мной не потому, что вы слышали Слово Божие, а потому что ели и насытились».

Ничего не изменилось за две тысячи лет. Но как бы ни происходили изменения в нашей жизни, мы всё равно будем говорить о смысле жизни, все равно священнослужители будут проповедовать Евангелие, а люди будут продолжать слушать и не слышать.

Удивительные слова были сегодня в притчах, которые Христос Спаситель говорил, обращаясь к своим ученикам. Замечательно говорил об этом сегодня и наш проповедник. Неслучайно Христос говорил притчами, иносказательно. Отвечая на вопрос учеников «почему Ты так иносказательно говоришь?», Он помните, что сказал? – «Не всем дано разуметь то, что Я говорю». И правда, кто-то занят своим, у кого-то свои проблемы, у кого-то свои дела, но вам необходимо знать, говорил Он своим ученикам-апостолам. Потому что Он понимал, что им придется проповедовать Евангелие, проповедуя пришествие в мир Христа Спасителя, поучая, наставляя людей.

Ну и конечно сегодняшняя притча о сеятеле для всех жителей Краснодарского края должна быть близка и понятна. Хотя там, где проповедовал Христос Спаситель, не было таких замечательных ухоженных полей, как есть у нас в Краснодарском крае. Сеятели сеяли семя особым образом. Кто-нибудь из вас бывал на Ближнем Востоке? Видели, как там сеют сегодня хлеб? Тем же самым способом.

Представляете горы, гористую местность, какие-то ущелья, склоны? И нужно сказать, в Палестине нет того чернозема, который мы видим здесь, там сплошные камни.
Помню первые годы, когда я приехал и жил в Иерусалиме и посещал места, где сеяли семена земледельцы, я удивлялся: как они сеют? Там не то что комбайн, там машина едва-едва проходит. Сеяли на ослах. Знаете, как они это делали? Ставили осла, седлали его большим мешком с зерном, а внизу делали несколько дырочек. И вот идет сеятель, за ним осел, и зерна выпадают из мешка туда-сюда. Я сам видел, как это делалось в XX веке. Там удивительно начинаешь понимать Евангелие.

И правда: одно семя может упасть на дорогу, кто-то его затопчет, другое семя упадет на камень, ведь кругом камни сплошные. А какое-то упадет в почву и даст плод. Мы всё время удивлялись, как люди сеют в таких условиях. Для жителей Краснодара, думаю, это совсем непонятно. Идет комбайн по чистому полю, сеет. А там такого нет. И настолько удивительно всё это происходит в жизни людей.

Так и в нашей жизни. Действительно, Христос Спаситель проповедовал Евангелие, учил людей, но не каждый воспринимал его слова. Кто-то занимался личными делами, кто-то слушал, но суета мирская всё это заглушала, а кому-то на сердце попадало Евангельское Слово, и эти люди приносили плод, достойный плод, многократно более, чем услышали и поняли.
И невольно возникает вопрос: где предел совершенства человеческого и человеческой жизни?

Апостол Павел сегодня помните, что говорил? «Я сораспялся Христу». Не по закону он жил, а по заповедям Господним: «И уже живу не я, а живет во мне Христос». Вот предел человеческого совершенства, и мы с вами к этому призваны. Жить и жизнь свою провести таким образом, чтобы воплощая всё Евангельское повествование, преломляя его через своё сердце и свою жизнь, делать дела любви и милосердия, претерпевая невзгоды, которые встречаются на жизненном пути, распинать себя со Христом. Всего себя отдавать Богу и Церкви. Предел этому совершенству, как говорил апостол Павел: «Уже не я живу, а живет во мне Христос».

Но как определить живет ли во мне Христос или нет? Наверное, по плодам нашим. И апостол Павел тоже об этом говорит: каждый, кто действительно живет по заповедям Господним, будет преизобиловать плодами дел любви и милосердия. Эти дела очень характерны и в те далекие времена, и сегодня. Это, говорит апостол Павел, любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Каждый из нас может себя протестировать, испытать себя: есть ли во мне эти плоды дел благодатных или нет. Если они во мне живут, значит я действительно иду по Евангельскому спасительному пути, а если во мне бушуют зависть, страхи человеческие, стремление жить по плоти, если я никому ничего доброго не желаю, значит я далек от этого спасительного пути.

Но, тем не менее, рассуждая о Слове Божьем – сегодня, как и тогда, Слово Божие произносится в наши храмах. У людей не будет оправдания «я не знал». Господь к каждому человеку стучится в сердце, призывает каждого в свои Небесные обители разными путями, но не каждый слышит это Слово Божие.

Буквально недавно я общался с людьми и один из них мне говорит: «Вы знаете, Владыка, сегодня многие люди не ходят в храм только лишь потому, что в храме совершается богослужение на непонятном языке. У протестантов всё понятно, а у православных всё замудрёно: служите на непонятном языке. Как быть?»

Я пытаюсь в таком случае объяснить людям, что сегодня перевести богослужебные тексты на русский язык очень сложно. Как говорил один из выдающихся иерархов нашего времени, нам нужны новые Кирилл и Мефодий, чтобы произвести этот перевод. Но нужно ли это? Тот, кто желает помолиться Богу и стремиться к нему, может найти любое место и время.

А тот, кто не желает, будет всё время искать поводы, чтобы уклонится от молитвы.
Я вспоминаю современников наших. Был у нас такой архимандрит Иоанн Крестьянкин. Я вспоминаю свои молодые годы, общение к ним. Когда я был наместником Псково-Печерского монастыря, мы часто беседовали с отцом Иоанном, и он говорил: «Вы знаете, я никогда и нигде так не молился, как в то время, когда находился в тюрьме». Представьте себе, священнослужитель оказывается в храме так не молился, как молился в тюрьме. А почему? Да потому, что он понимал своё положение и искал Бога. И, оказывается, Бога можно найти и в тюрьме, и в любом месте. Главное, чтобы у человека было стремление узнать Бога. И язык – не препятствие для этого общения с Богом. Сказать «Господи, помилуй! Господи, прости!» на каком языке? Что тут переводить?

Богослужение не понятно? Но нашим православным людям оно тоже не всегда понятно. Я часто удивляюсь, священники произносят слова совершенно непонятные, хор поет что-то непонятное, а люди стоят и молятся. И час, и два, и три. Я, когда вижу это, говорю, наши люди святые, потому что им не мешает ни плохое чтение, ни плохое пение. Они стоят и молятся, и Господь их слышит. И люди выходят из храма одухотворенные, вдохновленные.
Почему? Да потому что они искренне стремятся к общению с Богом, и Господь дает свою Божественную благодать этим людям, которые трудятся и стремятся Его познать.

А встречаются такие люди, которые говорят: «Знаете, у вас непонятно совершается богослужение, на непонятном языке». Я таким людям говорю, что тот, кто хочет найти Бога, найдет его в любое время, и в любом месте. А тот, кто не хочет, будет искать повод, чтобы уклониться. Плохо читают, плохо поют этому человеку, который не хочет общения с Богом. Ему и не нужна молитва. Ему нужен повод, чтобы оправдать свои лень и нежелание. Как в народе говорят: «У Егорки всегда отговорки».
Кто хочет познать Бога, тот найдет время и место: и стоя у станка, и сидя за рулем, и в поле будет молиться. А кто не желает, даже в храме не будет молиться, даже если всё будет понятно.

Притча, которую мы слышали сегодня, относится не только к тем, кто две тысячи лет назад слышал слова Христа Спасителя. Слова этой притчи актуальны и для нас сегодня. Если мы будем стремиться к Богу, будем готовиться к этой встрече, удобрять своё сердце покаянием, тогда и Господь будет стремиться в наши сердца.

Спросите у себя: как я отношусь к Слову Божию, как часто я молюсь? Как часто благодарю Бога? К сожалению, зачастую мы ищем и находим отговорки, чтобы оправдать свою лень и нежелание трудиться, но будет ли это оправданием перед Богом?

Судить нас будет наша совесть. Мне хочется пожелать, чтобы мы были подобны апостолу Павлу, чтоб мы жизнь свою проводили сораспиная себя Христу, чтобы мы воспринимали откровение, Слово Божие применяли его в своей жизни. Чтобы мы достигли такого состояния, что могли вместе с апостолом Павлом сказать «теперь живу не я, но живет во мне Христос». Аминь