Божественная Литургия в день памяти апостола Иакова

322

5 ноября, в день памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти, по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория в Варваринском приделе Свято-Екатерининского кафедрального собора была совершена Божественная литургия по чину святого апостола Иакова.

Богослужение возглавил благочинный кафедрального собора иерей Максим Ханов в сослужении диакона Вячеслава Куприенко. Проповедь о значении Литургии в жизни каждого христианина произнес иерей Максим Ханов.

Чинопоследование Литургии апостола Иакова берет свое начало в иерусалимской христианской первообщине, первым епископом которой был апостол Иаков. До IX века Литургия апостола Иакова служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви и на острове Закинф в Греции.

Это богослужение несколько отличается от чинопоследований более поздних византийских Литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста. Например, при произнесении ектений диакон обращается не к алтарю, а к молящимся; чтение Священного Писания совершается в центре храма. Особенностью данной Литургии является также причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми (такой порядок был характерен и для Литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века).

В России до XX века Литургию апостола Иакова почти не знали. В 1970 году служение этой Литургии в день памяти апостола Иакова было возобновлено в Ленинградских духовных школах по благословению приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) и сейчас совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви. В Петербургских духовных школах эта практика прервалась в 1990-е годы и была возобновлена в 2010 году.

В Екатерининском соборе Божественная литургия по чину святого апостола Иакова впервые была совершена в 2014 году и регулярно проводится каждый год в день памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти. В последние годы данная литургия совершается по древней славянской рукописи 1560 года — Пог. 298, восходящий к греческому чину XII века. Предполагается ее возникновение в Палестине, возможно в монастыре св. Екатерины на Синае. Далее неизвестная греческая рукопись, легшая в основание Пог. 298, попала на Афон, где была переведена (судя по нормам церковно-славянского языка, в начале XIV века) на славянский язык. Использование именно этой, единственной наиболее ранней славянской рукописи не вызывает никаких нареканий со стороны авторитетных исследователей и литургистов Православной Церкви. Данный чин признается подлинным и имеющим реальное практическое употребление в славянской православной среде.

Пресс-служба Екатерининского кафедрального собора