23 декабря в конференц-зале Свято-Ильинского храма прошла очередная встреча «Семейного клуба». Его участники обсудили, как правильнее относиться к ребенку – любить его или воспитывать, узнали о том, возможно ли быть счастливыми всегда и что становится препятствием к обретению счастья, а также познакомились с семьей священника из Апшеронского района иерея Димитрия и матушки Анастасии Пантелеевых.

В начале встречи психолог, гештальт-терапевт, директор Студии раннего развития «Гармония» Галина Владимировна Вологина предложила лекцию с интригующим названием «Любить или воспитывать». По словам психолога, значение слова любовь каждый понимает по-разному. Однако глагол любить предполагает совершение каких-либо действий, например, давать, учить, направлять. Даже младенца-грудничка мы не просто любим, а заботимся о нем, питаем и бережем. С взрослением ребенка любовь выражается в воспитании его  личности. Психолог рассказала о стилях воспитания, пояснила, что такое стратегия воспитания и какие тактики воспитательного процесса наиболее эффективны.

Разговор получился интересный, живой. Галина Владимировна привела примеры наиболее распространенных родительских ошибок, с которыми ей часто приходится сталкиваться в ходе своей деятельности. Полную лекцию Галины Вологиной можно посмотреть здесь (перейдя по ссылке https://youtu.be/kWB0y8TMaZw).

Во второй части «Семейного клуба» в слове священнослужителя диакон храма Пророка Илии отец Василий Максютов предложил переключиться с разговора о воспитательном процессе на тему любви, как основы воспитания. Клирик всегда начинает свое слово с вопросов к залу, зрители включаются в дискуссию и все вместе находят верные ответы.

«Любовь это часто синоним счастья. Реально ли быть всегда счастливым?» – предложил вопрос зрителям отец диакон.

Мнения в зале разделились, каждая сторона обосновала свое суждение.

«По учению святых отцов Церкви, человек трехсоставен, имеет тело, душу и дух – поясняет отец Василий. – Если тело подчиняется физическим законам, и с этим никто не спорит, то душа и дух человека подчиняются законам духовным. И те, и другие законы создал Бог».

Духовные законы это, прежде всего, заповеди. Их нарушение влечет за собой такие же последствия, как и нарушение законов физических.

«Иногда это бывает даже более очевидно, – говорит диакон. – Если в случае с физическими законами иногда может и повезти, то духовные срабатывают однозначно, только не всегда сразу».

Чтобы понять, какие причины побуждают человека нарушать духовные законы, отец Василий предложил вернуться вглубь веков, в Эдемский сад, где произошло вкушение запретного плода.

«После нарушения Божьего запрета, согласно Писанию, изменилась структура человека, изменился весь мир, – говорит отец Василий. – Появилось желание нарушать. У первых людей это было желание попробовать, стать как Боги – желание, основанное на самолюбии. Оно действует в каждом человеке и сейчас. Т.е. все дело в направлении воли человека».

Отец Василий процитировал слова святителя Феофана Затворника  о том, что грех это самовольное уклонение от Бога и Его Святого Закона в угодность себе. Причина греха – действующие в человеке страсти.

Страсти не естественны душе, обращает внимание отец Василий, поэтому они всегда будут оставлять в душе горечь. Он предложил участникам Семейного клуба рассмотреть схему древа греха, которое схематически изобразил святитель Феофан Затворник на основе святоотеческого учения. Главным корнем святитель обозначил самолюбие, из которого, как из ствола, в душе вырастают три основные ветви-страсти: самовозношение, сребролюбие и чувственность. Они в свою очередь рождают все остальное бесчисленное множество страстей и порочных наклонностей.

«Так образуется в нас целое древо зла, которое, укоренившись в сердце, расходится потом по всему нашему существу. Подобное древо, можно сказать, есть у каждого, чье сердце хоть сколько-нибудь любит грех, с тем только различием, что у одного полнее раскрывается одна, а у другого другая сторона его», – цитирует святителя отец Василий.

По словам святителя, если человек видит свои грехи, ошибки и пороки, то это древо зла в нем обнажено, подобно зимним деревьям, которые стоят без листвы. Но гораздо чаще это дерево прикрывается листьями рассеянности и многозаботливости, а бывает и вовсе скрыто непроницаемым покровом, который создают три духовные страсти: неведение, беспечность и нечувствие.

«Поэтому мы часто не осознаем тяжести своих неправильных поступков, – говорит отец Василий. – За многозаботливостью и рассеянностью мы не можем увидеть себя настоящих, и это не дает нам что-то сделать с тем деревом греха, которое в нас выросло и мешает нам. Именно оно, т.е. грех, мешает нам быть счастливыми по-настоящему. В самом начале мы говорили, возможно ли всегда быть счастливыми и находиться в любви. Получается, что нет, потому что это дерево сидит внутри каждого из нас, и мы сами его питаем».

Отец Василий также предостерег, что это дерево, которое человек взрастил – единственное, что возьмет с собой человек в мир иной. Поэтому так важно обратить внимание на свое внутреннее состояние уже сейчас.

Диакон также предложил разобрать святоотеческую схему возникновения и развития страстей. Совершение греха начинается с простого помысла, мысли. Именно поэтому Господь призывает следить не только за поступками, но даже за мыслями, уточняет отец Василий. Мысль привлекает к себе внимание, ум услаждается мыслью, культивирует ее в себе, а дальше до совершения самого поступка рукой подать. Для того, чтобы было понятнее, что происходит в душе и мыслях человека на каждом этапе, отец Василий по каждому пункту схемы привел наглядные примеры.

«Очень важно, – цитирует отец Василий святителя Феофана Затворника, – чтобы в момент искушения человек обращался за помощью к Богу. Даже когда происходят ссоры, нужно просить Бога, чтобы Он дал сил выйти из ссоры, потому что сами мы победить в ней не сможем. А после нужно благодарить Бога».

В слове отца Василия прозвучало много первостепенно важного для каждого христианина, того, что составляет сердце христианского учения.

В третьей части «Семейного клуба» гостями стала семья иерея Димитрия и матушки Анастасии Пантелеевых. Супруги приехали из Апшеронска с младшим сынишкой Сашей. Есть еще старший – семилетний Дмитрий Дмитриевич.

Отец Димитрий несет много послушаний. Он является благочинным 9-го благочиннического округа, настоятелем нескольких храмов в Апшеронске и в районе, духовником детского православного центра «Горний Посад», духовником местного сестричества и районного казачьего общества. Батюшка родом из Грузии. Родился в верующей семье, его отец был военнослужащим, а после принял священный сан. Детство будущего отца Димитрия связано с тбилисским храмом Александра Невского, в котором в те не столь далекие времена подвизался цвет глинского старчества, бежавшего в горы Кавказа после закрытия Глинской Пустыни.

— Мой отец был воспитанником этого храма и глинских старцев, в частности, схимитрополита Зиновия (Мажуги), ныне прославленного в лике святых, – рассказывает отец Димитрий. – Отец был иподиаконом владыки Зиновия.

С возникновением в Грузии межнационального конфликта, родные места пришлось покинуть. Семья переехала на Кубань. У Бога этот переезд был промыслительным. Перед самым отъездом духовник семьи Пантелеевых архимандрит Антоний сказал отцу: «Пришло твое время». Что это значит, тогда никто не понял, но выяснилось совсем скоро.

— Буквально через месяц в Крымск, где мы обосновались, приехал приснопамятный владыка Исидор, – продолжает отец Димитрий. – Встретившись в храме с моим отцом, сказал: «Готовься, я буду тебя рукополагать!»

Что сумел разглядеть архипастырь в совершенно незнакомом ему человеке, осталось тайной. Только потом в беседе стало известно о причастности последнего к традиции глинских старцев, с которыми с детства имел общение владыка, и которые благословляли его, тогда еще юношу, на принятие монашеского пострига.

После того, как отец стал священником, семья Пантелеевых имела общение с владыкой Исидором. Архипастырь много беседовал с юным Дмитрием, направил его в семинарию. Тебе будет полезно, сказал владыка юноше.

Свою будущую супругу Дмитрий встретил в храме станицы Холмской, где настоятелем был его отец. Дмитрий, уже вполне взрослый, приезжал туда на выходные.

— Возникло какое-то внутреннее ощущение, что с этим человеком я готов пройти свой жизненный путь, что это тот человек, который может стать мне помощником, на которого я смогу опереться, несмотря на разницу в возрасте, – рассказывает священник.

Настя тогда была совсем юной девушкой и помогала в Воскресной школе. По ее словам, дети принимали ее за свою, и все получалось. Поначалу они просто общались – для Дмитрия, тогда уже взрослого, Настя была ребенком. Но им было интересно вместе и постепенно общение стало переходить в чувства. Настя даже разговаривала об этом с родителями Дмитрия, так и сказала: мне нравится Ваш сын.

— Они ответили: «Да что ты! Это не твое, твое еще придет!» — рассказывает матушка.

— Ты уже рассказывай, как есть, – смеясь, вмешивается в разговор отец Димитрий, – что они тебе сказали: «Зачем тебе нужен этот старик?»

У батюшки с матушкой разница в возрасте 12 лет. Она и сейчас хрупкая, изящная, с виду – девочка. Батюшка вспоминает, что владыка Исидор часто спрашивал его, когда он женится, и, шутя, грозился постричь молодого человека в монахи с именем Пафнутий. Будущий батюшка тоже отшучивался: «Моя невеста еще в детский сад ходит!» Потом, перед свадьбой, они с Настей поняли, что примерно так оно и было.

В истории знакомства будущих батюшки и матушки интересно действие Промысла Божьего. Матушка родом из Сибири. Переселиться в теплые края их заставила болезнь одной из сестер Насти. Духовник семьи тогда дал напутствие покупать дом там, где в храме помимо воскресной литургии служится водосвятный молебен. Когда они, будучи в станице Холмской, зашли в местный храм подать записки, им предложили заказать еще и молебен.

— А какой молебен у вас служится? – поинтересовались родители.

— Водосвятный!

Дело было решено, жилье приобрели в станице Холмской. Настоятель храма, будущий свекор матушки Анастасии, узнав, что мать и дочь клиросные, отправил их на клирос, а Настю привлек помогать в воскресной школе. Директором воскресной школы тогда был будущий батюшка Димитрий. Юная Настя, говоря о нем, называла его дядей Димой.

Перед венчанием необходимо было съездить в Краснодар на прием к митрополиту Исидору. По словам матушки Анастасии, для нее это было очень волнительно. Весь вечер они подбирали с мамой, что надеть, пересмотрели весь гардероб. Ночь накануне Настя не спала – настолько волнующей представлялась ей предстоящая встреча.

— Владыка расспрашивал меня, кто я, откуда. Узнав, сколько мне лет, повернулся к отцу Димитрию: «Ну, ты и жук!» — смеется матушка, а с ней и весь зал.

Семейные традиции отца Димитрия и матушки Анастасии связаны, преимущественно, с богослужением. Особое место занимает подготовка к праздникам – к Рождеству Христову, к Пасхе. Матушка любит печь: к Рождеству это Агнцы, к Пасхе – куличи.

— Обещала, что будет все делать сама, но на самом деле, всегда нужна моя помощь, – смеется отец Димитрий.

Раньше супруги с детьми хоть изредка могли позволить себе выехать из Апшеронска. Сейчас это сделать практически невозможно – батюшка настоятель четырех приходов. Священник признается, что благодарен Богу за то, что рядом такая супруга, которая все понимает и может это вытерпеть. А два года назад отец Димитрий получил благословение митрополита Григория быть духовником детского православного центра «Горний Посад». Теперь это – место труда и отдыха.

Священник рассказал, как поначалу было сложно, шли, будто на ощупь. Сегодня уже проще, более понятно, что делать.

А казаками батюшка занимается уже давно – благословение окормлять районное казачье общество он получил сразу по приезде в Апшеронск. По словам священника, тогдашнее общение с казаками нередко переходило в острые дискуссии.

«Мог и жестко им сказать», – признается отец Димитрий.

Одно время в Апшеронском районе даже пытались создать воскресную школу для казаков. Она просуществовала около года.

— Иногда от некоторых атаманов раздаются пожелания издать приказ, чтобы на службах в храме стояло определенное количество казаков. Но я категорически против такой позиции. Мы должны сделать так, чтобы казаки сами пришли в храм! – считает отец Димитрий.

Пока больше получается привлекать их через помощь храму, через социальное служение.

На прощание гости поделились своим секретом семейного счастья. Отец Димитрий, считает, что в семье должен быть патриархат, и все члены семьи должны быть вместе друг за друга. Матушка дополнила, что считает важным умение слышать, слушать и разговаривать.

В конце встречи гостям «Семейного клуба» были вручены памятные подарки. Семейные встречи проводятся в рамках проекта Комплексная социальная поддержка и защита семей в трудной жизненной ситуации «В кругу семьи», который реализуется с использованием средств Фонда президентских грантов.

Текст: Евгения Оганова

Фото: Ирина Кузнецова, Игорь Кодацкий