Митрополит Григорий: о вакцинации, коронавирусе, доказательствах существования Творца и богатстве. Интервью информагенству «ЯСНО»

445

О коронавирусе, фейках и вакцинации

— Есть разные мнения в Церкви о вакцинации от коронавируса. Есть противники, а есть люди, которые поддержали прививку. Духовный деятель, владыка Тихон (Шевкунов), открыто высказался за вакцинацию и призвал всех ставить прививку от коронавируса. Какова позиция Церкви на этот счет и ваша личная в том числе?

— В 2020 году мы столкнулись с большой проблемой, с угрозой для нашего здоровья, с коронавирусом. Многие наши соотечественники уже пострадали от этой инфекции, болели, перенесли ее в тяжелом состоянии. Она унесла уже многие жизни.

Всё в нашем мире происходит по воле Божьей. По слову Христову, даже волос с нашей головы без воли Божьей не упадет. Болезнь — это посещение Божье. Именно так мы, православные христиане, должны ее воспринимать. Жизнь человека – это дар Божий и его надо беречь. Врачи, которым мы должны доверять, всё делают, чтобы спасти человеческие жизни.

Если вакцинация поможет нам остановить эту напасть, то нужно сделать всё, чтобы люди вакцинировались. Но в этом случае должен быть индивидуальный подход. Каждый человек, который планирует поставить прививку, должен для себя всё взвесить, посоветоваться, прежде всего, с врачами. Не стоит никого в этом вопросе слушать, кроме врачей. Лучше всего опираться на их рекомендации, принимать решение самому, и приступить к вакцинации.

В Церкви какого-либо специального указания по этому поводу быть не может. Только следование советам наших врачей может принести какой-нибудь должный, я надеюсь, положительный плод.

Непрофессионалу трудно посоветовать что-либо конкретное в этом вопросе. Так как, если к непрофессионалу обращается тот или иной человек, то совет ему будет дан только на основании своего личного опыта. Вопрос, связанный со здоровьем, является вопросом очень важным для каждого и здесь можно опираться только на мнение профессионала. Никаким благочестием свой непрофессионализм не заменишь.

Итак, считаю, что каждому конкретному человеку в этом вопросе необходимо прислушиваться к мнению своего лечащего врача и поступать в соответствии с его рекомендациями, а никак иначе.

— Ситуация с вакцинацией одна из частей всей ситуации с коронавирусом, и с самого начала она сопровождалась огромным количеством фейков. Так получилось, что даже некоторые представители Русской Православной Церкви участвовали в их подогреве и распространении. Как вы относитесь к фейкам, и как православный человек должен относиться к фейкам? На Кубани, помню сам лично слышал до пандемии после службы в одной из церквей, было воззвание священника не читать вообще интернет. Он посоветовал читать только Священные писания. Может быть, по вашему мнению, есть золотая середина?

— Конечно, человек, в том числе современный православный христианин, должен быть в курсе тех событий, которые с нами происходят, должен принимать те или иные решения, связанные с его жизнью в обществе. Но принимать сам то или иное решение и нести за это решение ответственность.

Так Господь устроил, что православные христиане живут в обществе и окружении разных людей. При этом люди часто по-разному, кто-то негативно, кто-то положительно, кто-то нейтрально, относятся к святому православию. Что касается того, что пишут в интернете, то православный христианин – член Церкви Христовой, призван к тому, чтобы трезво их оценивать и обдумывать.

Каждому из нас дан рассудок. Конечно, можно обратиться за советом к опытным людям, в том числе и к духовно опытным, и получить их личное мнение. Однако личное мнение одного человека – это не мнение всей Церкви. Далее это мнение должно быть взвешено, обдуманно, пропущено через себя. Это мнение должно быть сравнимо с тем жизненным опытом, который имеет человек.

Однако сам человек должен принимать решение и нести ответственность за свои поступки и действия, ответственность перед Богом и перед Церковью, и перед обществом, которое его окружает и в котором он находится.

За любое праздное слово мы ответим перед Богом, поэтому в своих суждениях мы должны быть аккуратны.

Что касается особенных суждений, как вы сказали фейков, которые мы часто сейчас может встретить в интернете, назову их глупостями, которые пишут люди. И, наверное, пишут преднамеренно, чтобы увидеть реакцию людей на их глупые высказывания. К таким явлениям нужно относиться как к глупостям. Надо все оценивать с точки зрения своего жизненного опыта и с точки зрения учения церковного и с позиций здравого смысла.

Однако лучше слушать профессионалов своего дела. Тот человек, который постоянно занимается тем или иным делом в жизни, имеет жизненный опыт, соответствующее образование, он в праве высказываться, а мы должны прислушиваться к его мнению.

Что касается коронавируса, то это, действительно, очень страшная болезнь. Люди заражаются этим новым вирусом, люди страдают от него, а кто-то умирает. Сейчас, конечно же, всем нам необходимо слушать указания врачей, тех, кто хорошо разбирается в лечебном деле. Нужно действовать в соответствии с их рекомендациями. Я надеюсь, что именно такой разумный подход поможет преодолеть эпидемию и, даст Бог, вернуться к прежнему образу жизни, сделав определенные выводы из той ситуации, в которой мы сейчас оказались.

— Немного перефразируя Вас, можно сказать, что духовный человек должен на всё смотреть духовными глазами, то есть как на нечто, связанное с Богом. В чем может быть замысел коронавируса, мы можем попробовать его разгадать?

— Замысел Господень и волю Божью до конца познать невозможно. Но относительно пандемии можно сказать следующее — ничего в нашей жизни случайно не происходит.

Пандемия охватила всё общество и страдают все — и люди верующие, и люди неверующие. Коронавирус не разбирает, на кого нападать. Но до начала пандемии мы все жили и даже не задумывались, что такое возможно, не задумывались о хрупкости нашего бытия, о том, что всё в нашем мире не зависит от нас, и что человек не мера всех вещей.

Коронавирус нанес ощутимый удар по нам, по людям, чтобы мы остановились в своем бесконечном жизненном беге, остановились в своих потребностях, задумались о том, как мы живем, сделали для себя вывод. Еще раз повторю, это ощутимый удар по нам, который мы, люди, по крайней мере люди разумные, реально ощущаем в своей жизни. Призыв к нам Божий через это действие – задуматься, кто виноват, почему это с нами происходит. А виноваты мы, люди, потому что нарушаем божественные духовные законы, которые Бог дал для этого мира, заповеди Божии. Эти духовные законы в мире действуют так же, как и законы мира физического, то есть вне зависимости от того, хотим мы этого или нет.

Пандемия — это еще раз предупреждение Бога к нам, к каждому из нас. Он хочет сказать нам: человек – остановись, человек – смирись, человек – задумайся над тем, как ты живешь, постарайся и приложи силы к тому, чтобы исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.

Отношение Православной Церкви к Школе Щетинина и к другим «нетрадиционным» направлениям

— На Кубани в позапрошлом году началась ситуация с так называемой школой Щетинина. Был экспериментальный интересный проект академика Щетинина, который уже оставил этот мир. Когда он скончался, тогда и был апогей. Школу в итоге закрыли. К ней были разные отношения, в том числе со стороны Церкви. Была у академика Щетинина даже именная библия от патриарха Алексия II. Другие священнослужители видели в нем сектанта (может, потому что он увлекался славянским фольклором). Есть ли какие-то грани, где вот эти пространства возможностей сосуществуют, пространства разных мнений и подходов? А где мы уже можем сказать, что это сектантство и мракобесие? Где найти эту грань?

— Я считаю, что к каждому человеку и к его деятельности нужен индивидуальный подход. Что касается школы Щетинина, конкретно сказать по направлению его деятельности я сейчас не смогу, потому что еще не знаком полностью с его работой.

Что касается взаимодействия Православной Церкви с другими, может быть, даже пока еще не церковными людьми, то мы готовы рассмотреть эту возможность, готовы сотрудничать со всеми. Основная задача Церкви в настоящее время – просветительская. Мы все должны сделать для того, чтобы донести до людей на понятном языке учения о Христе.

Что касается общеобразовательной школы в целом, то взаимодействие с Церковью необходимо. Потому что школа должна давать не только знание, но и воспитание. В этом вопросе мы, православные христиане, открыты для взаимодействия с другими людьми, даже с теми, с чьим мнением мы не совпадаем по тем или иным вопросам.

Мы должны найти точки соприкосновения и поле, на котором сможем взаимодействовать. Я надеюсь, что благодаря этому люди будут меняться в лучшую сторону. Надеюсь, что при взаимодействии с добрыми людьми, которые наценены на взаимодействие, благодаря нашему обращению к ним и нашему сотрудничеству, будут меняться в лучшую сторону.

Мы со всеми готовы работать. Что же касается наших взглядов, то если мы работаем совместно, то и взгляды на те или иные основные вопросы нашего бытия должны быть едиными. У Церкви есть вероучение. В православии оно строго зафиксировано в догматах. Истина заключается в том, что человек верит так, как учит его верить Церковь, такой человек будет духовно расти, встанет на путь спасения. Мы свое вероучение готовы донести до всех, Церковь открыта.

Мы готовы вести разъяснительную работу и готовы сделать всё, чтобы наше вероучение были изложено современным доступным понятным всем категориям наших граждан языком. Я надеюсь, что с Божьей помощью у нас это получится.

Еще раз повторю, что мы открыты для взаимодействия. Открыты, чтобы совместно совершить здесь много добрых дел. Что касается вопросов просвещения и воспитания, то повторюсь, это один из самых главных и актуальных вопросов на сегодня.

— Правильно я понял, что Церковь настроена прежде всего на то, чтобы сотрудничать с людьми, взаимодействовать даже с теми, кто не является воцерковленным?

— Церковь существует и основана нашим Иисусом Христом только для того, чтобы спасать людей. Но для того, чтобы человек пришел в Церковь, он должен ознакомиться с вероучением, с тем учением, которое создано для спасения человека. Мы готовы работать со всеми людьми, в том числе и с теми, которые, может быть, сейчас в чем-то и по каким-то своим суждениям, личным соображениям не готовы принять вероучение во всей его полноте.

Мы готовы говорить с ними, готовы доводить до них истины, готовы находить для них понятный язык. Надеюсь, что нас люди услышат и придут в Православную Церковь, изменят свое мнение и взгляды и поймут и через учения, и через применение в жизни этого учения, что вера православная есть вера истинная — вера приведет человека ко спасению, к духовному росту, к Богу.

— Так получается, что некоторые, так называемые защитники православного христианства, как будто бы, подняв флаг Православия, и, как будто, защищая Православие, оказывают ему медвежью услугу, сея ненависть и раздор, когда просто практически всех записывают в сектанты. Нет ли в этом перебора? Или это внутренний церковный вопрос, где вам сложно дать ответ, чтобы никого не обидеть?

— Действительно, мы сталкиваемся с такими явлениями, явлениями осуждения, когда некоторые из православных христиан, скорее всего, лишь недавно пришедших в Церковь, начинают ревновать по вере и ревновать неразумно, проявляют усердие там, где его проявлять не надо.

В настоящее время Церковь всей своей полнотой может высказываться по тем или иным учениям, которые существуют в нашей стране – учениям общественным и религиозным. Но это будет голос всей Церкви. Он может быть выражен лишь через решения архиерейских или поместных соборов, через решения богословских комиссий. Но такие решения носят коллективный характер, когда собираются священнослужители, богословы, а также те люди, которые в курсе той или иной проблемы, связанной с распространением разного рода учений и производят оценку, принимают и озвучивают решения. Тогда мы должны прислушиваться к их мнению – мнению всей Церкви.

К сожалению, у нас есть такие священнослужители и православные христиане, которые позволяют себе высказываться по разного рода вопросам, в которых они не компетентны. Делают они это по своей неразумности. Может быть, по наивности, думая тем самым принести пользу Церкви, однако, часто никакой пользы от их действий нет.

Я всегда призываю православных христиан, наших прихожан, относиться ко всему осторожно, взвешенно, не делать быстрых выводов, молиться, чтобы Господь вразумил нас и тех, кто нас не понимает.

А решение по тому или иному современному учению той или иной философской или общественной доктрине может быть высказано только всей Церковью. Только тогда православный христианин может транслировать это решение по отношению к окружающему миру.

— То есть никакой условный господин не может за Церковь говорить, где плохо, а где хорошо?

— Это его личное мнение. Он как любой человек в праве его высказывать. Он высказывает его в силу своего опыта, а другие люди в праве присушиваться или же наоборот не слушать, что он говорит. Однако относится ко всему нужно с любовью. А христианская любовь – это снисхождение к другому человеку, к его немощам.

Конечно, есть сейчас такие учения, которые явно отрицают и бытие Божье, явно отрицают спасительность страданий Иисуса Христа или другие доктринальные вопросы, о которых мы знаем.

Мы в праве в противовес им раскрывать учение церковное. Это может делать каждый христианин. И он должен это делать всё взвесив, со смирением и любовью. Его ответ в этом случае есть ничто иное, как призыв к другому человеку, который с его точки зрения ошибается. Исправить те слова, о которых он говорит и поступает неправильно с точки зрения церковного вероучения.

Почему в мире есть зло. 

Почему в целом Бог допускает зло, ведь Он есть любовь?

— Бог есть любовь и только любовь. И ничто иное. Так учит Православная Церковь. Это учение засвидетельствовано многими святыми отцами, святыми угодниками Божьими. Бог не творил зла.

Зло, как учит Христианская Церковь, не имеет своей сущности. Вопрос тогда — откуда оно берется? А берется оно от человека — творения Божьего. От того, что человек часто нарушает те духовные законы, которые дает нам Бог. Нарушает часто сознательно, по своей воле.

Если вы нарушаете закон физического мира, то вы начинаете страдать. Вы же знаете, что такое закон тяготения и как он действует. Это знают все люди из своего жизненного опыта. И знают, что может быть с ними, если они эти законы нарушают сознательно. Когда духовный закон человек нарушает сознательно, то он начинает страдать. Вопрос: кто виновник этого страдания – Бог или человек?

Ответ один — человек. Потому что он нарушает духовные законы этой жизни, этого бытия, которые действуют в этом мире как законы физического. Почему нельзя ходить босиком по битому стеклу? Почему нужно спускаться с пятого этажа по лестнице или с помощью лифта, а не выпрыгивать из окна? Все знают, что произойдет в этом случае.

То же самое с человеком происходит, если он начинает злиться, ненавидеть, завидовать, проклинать и т. д. С каждый человеком происходят те явления, которые он характеризует как неприятные, по крайней мере для него.

Человек, сам, нарушая волю Божью, приходит в те состояния, которые он именует неприятными и злыми. Выход из него один – измениться, покаяться и больше никогда этого не совершать. Но, к сожалению, человек часто наступает по нескольку раз на одни и те же грабли и от этого страдает. Но, если человек всмотрится в то, как он живет, всмотрится в свой жизненный опыт, то он увидит, по крайней мере, задумается и поймет, в чем причина тех неприятностей, которые происходят в его жизни.

Конечно, человек – это творение Божье. Это некий индивид. Тут к каждому нужно подходить по-своему.

Можно ли доказать логически, что Бог существует

— Есть пять основных доказательств, что Бог существует. Также есть попытки опровергнуть эти доказательства. Можно ли вообще доказать бытие Бога логически?

— Действительно, есть логические доказательства существования Бога. Многие люди в течение земной истории этим занимались. Есть разного рода аргументы в пользу существования Бога — кто-то их высказывает, кто-то опровергает. Кому-то они близки, кто-то их принимает, кто-то отвергает. Но самое главное доказательство существования Бога, которое человек может для себя сделать, – одно: стоит жить самому так, как призывает жить Бог, тогда получится убедиться в Его существовании.

«Вкусите и увидите, как благ Господь», — так нам говорит Священное Писание. И каждый из людей реально, не рассудочно, в своей жизни может убедиться в существовании Бога. Люди чистым сердцем узрят Бога своими духовными очами, почувствуют его, вступят с ним в особые отношения, в те самые, которые он каждого из нас к себе приглашает.

Итак, каждый из людей призывается к Богу, к Его познанию, пониманию того, что он есть — любовь. Он есть Вечное Благо. Бог готов избавить нас от разного рода неприятностей и через избавление от этих неприятностей, мы, живя этой жизнью, к которой призывает нас жить Православие, поймем и убедимся, как благ Господь, что Он, действительно, есть, что Он есть Любовь и что Он не оставит каждого из нас без своей милости, несмотря на то, что мы существа слабые и допускам постоянные отступления от него по жизни.

Логических, физических, математических и других доказательств Бога может быть сколько угодно. Но самое главное убеждение в существовании Бога человек может получить из правильной духовной жизни, если он будет стараться исполнять в своей жизни евангельские заповеди. Те заповеди, которые нам принес и которые нам возвещает сам Бог – Христос спаситель.

Православная церковь о личном опыте

— Могли бы вы поделиться своим доказательством бытия Бога, точнее историей, как Бог проявился в вашей жизни?

— Могу сказать, что духовный опыт Православной Церкви говорит нам, что нельзя человеку делиться такими личными переживаниями с другими. Мы можем делиться свидетельствами, которые знаем из жизни святых отцов. Они правильные, их одобрила Церковь.

А делиться своим личным опытом, опытом того, как человек пришел в Церковь, как он там живёт и молится, стремиться к исполнению заповедей Божиих, к совершению добрых дел, это есть признак неправильной, ошибочной духовной жизни. Святые отцы, духовно опытные люди говорят, что если человек так делает, то он находится в так называемом прелестном неправильном состоянии. Прелесть – лесть себе, самообман. К сожалению, в религиозной жизни так бывает. Поэтому я не буду делиться своим личным духовным опытом.

Для того, чтобы узнать духовный опыт, достаточно прочесть жизнеописания наших святых угодников, Священное Писание. Что касается личного духовного опыта, то к нему надо относиться, так советуют святые отцы, очень осторожно, так как можно ошибаться.

А если я буду ошибаться, да еще и транслировать свой ошибочный опыт для других людей, чтобы они как-то могли использовать его в своей жизни, то я буду совершать двойной грех, двойную ошибку. Я и сам могу ошибаться, а также и через то, что является моим опытом, вводить их в некое заблуждение.

В Православии не принято делиться своим личным духовным опытом. Но это можно встретить в католичестве, протестантизме, там это сплошь и рядом, особенно в настоящее время. Но святые отцы с самой древности советуют нам не делиться свои личным духовным опытом.

Я не знаю точно, наверняка, прав или нет. Бог мне судья. Я могу ошибаться. Это мой личный путь. Если я ошибаюсь, то я лично отвечу за это перед Богом. Я не хочу, чтобы другие люди тоже из-за этого пострадали, если мой путь ошибочен. Образно говоря, слепой не должен вести слепого.

Сотрудничество Православной Церкви с другими религиями

— Возможно ли сотрудничество между представителями разных религиозных течений и есть ли необходимость в этом?

— Конечно, возможно сотрудничество между представителями разных религий, и это сотрудничество в настоящее время Русской Православной Церкви осуществляется. Церковь сотрудничает с представителями так называемых традиционных конфессий, традиционных исламских и иудейских общин, тех религий, которые являются традиционными для нашего отечества. Это сотрудничество направлено на благо нашего общества, на поиск решений тех проблем, которые стоят перед всеми нами сегодня.

Оно касается решения прежде всего общественных вопросов. Вместе мы защищаем традиционные ценности, вместе мы противостоим таким пагубным для нашего общества явлениям, как терроризм, в настоящее время его часто связывают, к сожалению, с религией. Таким явлениям, как распущенность и другим отрицательными явлениями, которые очень плохо влияют на наше общество совместными усилиями.

Обращаясь совместно с руководителями других религиозных общин прежде всего к верующим, мы в обществе можем изменить ситуацию в лучшую сторону и избавимся от тех отрицательных, в том числе и духовных явлений, которые у нас сейчас присутствуют.

Сотрудничество Православной Церкви и других религий в Краснодарском крае

— В Краснодарском крае сейчас уже есть какое-нибудь сотрудничество между религиозными организациями?

— Что касается Краснодарского края, то мне приходилось встречаться с мусульманами..

У меня был добрый контакт с мусульманами, которые живут на Южном Урале по прежнему месту моего служения, в Челябинской области. Я надеюсь, использовать этот опыт доброго взаимодействия на решение ряда проблем, которые существуют перед нашим обществом.

— Видите ли вы какую-то целесообразность в межрелигиозном диалоге между разными традициям, а не только с исламом?

— Такой диалог ведется уже на протяжении долгих лет. Есть надежда, что благодаря этому диалогу мы наладим добрые контакты. Говоря «мы» – я имею ввиду представителей религиозных конфессий.

Добрые контакты, которые позволят нам решать общественные вопросы, которые стоят перед нашим обществом. Однако наш диалог не касается вопросов вероучения. Высказываться мы в праве, но каждый человек должен избирать себе ту религию и веру, которая ему близка. Естественно, православный христианин молится о том, чтобы все люди пришли ко Христу и обрели свое спасение во Христе. Но здесь же опять все остается на волю Божью.

— В Краснодарском крае вы хотите развивать это направление?

— Конечно, мы будем это развивать. Мы будем взаимодействовать с представителями традиционного ислама. Мы уже взаимодействуем в настоящее время с представителями традиционных религий нашего края. Я готов со всеми разговорить и со всеми общаться.

Мы взаимодействует с представителями традиционных религий. Пока я общался только с мусульманами, но если будут представили католической, протестантской церкви, или тех организаций, которые являются буддийскими или иудейскими, то мы готовы с ними вести диалог, сотрудничать, выстраивать диалог взаимодействий.

Для представителей этих традиций мы открыты.

Можно ли совместить духовное и материальное богатства

— Духовная жизнь часто ассоциируется с отречением, с жизнью в монастыре. А можно ли быть духовно и материально богатым?

— Что касается материального благосостояния то его, по учению Церкви, дает Бог. Понятно, что человек трудится, но Бог ему дает. Бог ему дает для того, чтобы он мог использовать свое благосостояние для блага общества и близких. Спасение вечное или гибель не зависят от материального состояния человека.

Бог управляет нашей жизнью, Бог нас любит и ставит в такие условия, в которых мы наилучшим образом можем спастись. Согласно христианскому нравоучению, Бог действует в жизни человека, Бог все делает во благо человеку.

К сожалению, человек это не всегда понимает, что те условия жизни, которые Бог дает человеку, видя его возможности и духовное состояние, есть ничто иное как призыв, чтобы человек обратился к Богу.

Мы, православные христиане, должны за всё благодарить Бога и за бедствия и неприятности, потому что они призыв к Нему обратиться и за благоденствия, что тоже является призывом к Нему обратиться. Бог дает то или иное состояние человека, чтобы человек обратился к Богу либо с покаянием, либо с благодарностью.

Беседовал Алексей Костылев